Развитие отечественной селекции в России
В Торгово-промышленной палате РФ состоялось заседание круглого стола на тему: «Развитие отечественной селекции и локализации производства семян иностранной селекции в Российской Федерации» под председательством вице-президента ТПП РФ Е.Н. Дыбовой.
Модератором выступил Председатель Комитета по развитию АПК П.А. Чекмарёв. В заседании приняли участие представители бизнес ассоциаций и союзов, отечественных и иностранных компаний-поставщиков семенного материала, научного сообщества.
Согласно утвержденным в Доктрине продовольственной безопасности показателям, доля отечественных семян на внутреннем рынке должна быть не менее 75%. Сейчас уровень самообеспеченности семенами основных сельхозкультур, по данным Минсельхоза России, составляет 60,3%.
Российский АПК «очень уязвим» в ситуации, когда рынок открыт для иностранной селекции, при этом в страну завозятся семена первого поколения гибридов.Минсельхозом подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации», который вызвал серьезные опасения делового сообщества с точки зрения способов и сроков локализации семян, а также самого понятия «локализация».
При полной поддержке необходимости развития отечественного селекционного материала и семеноводства, участники отмечают существенные риски при принятии проекта постановления в текущей редакции.
Основные риски:
- Проект вступает в силу 01 сентября 2023 года, при том, что селекция и семеноводство — это долгосрочный процесс, невозможно за 1 год организовать скрещивания вплоть до ведения селекционного процесса полного цикла, что даст возможность работать по новым правилам.
- Передача исходных линий в Россию. Нужны «железные гарантии» того, что при передаче исходного материала в Россию он не будет через какое-то время поставляться в другие страны с пренебрежением правами разработавших его селекционеров. Любые изменения в правилах работы должны быть поэтапными, а селекционеры при передаче своих исходных линий должны иметь защиту своих интеллектуальных прав.
- Для российских научных учреждений для большого количества культур будет невозможно использовать в селекционных целях лаборатории молекулярной биологии ввиду большого отставания российской науки от мировой. Так для использования маркерной селекции нужно как минимум – описание исходной базы селекционного материала, для дальнейшего его анализа посредством маркеров, а также подбор маркеров (сам подбор маркеров также занимает также огромное количество времени, причем уже при наличии описательной базы). Сейчас никакой базы (в части молекулярных исследований, имеющих прикладной характер исследований) для кукурузы, например, нет ни у одной из российских организаций, и говорить о том, что мы завтра начнем вести селекцию кукурузы не по классической схеме селекции, а с использованием маркерных систем преждевременно.
- В России достаточно компаний, занимающихся семеноводством профессионально, то есть оказывающих услуги по размножению семян, а принятие проекта в текущей редакции может привести к сокращению количества частных селекционно-семеноводческих организаций, являющимися сегодня одними из наиболее эффективных в отрасли в связи с невозможностью исполнения установленных критериев локализации (наличие 2 земельных участков, наличие и использование молекулярной лаборатории для целей селекции и т.д.). При сокращении профессиональных участников отечественных селекционный компаний можно получить резкое снижение объема производимых качественных семян.
- Чтобы продолжить работу в России, иностранные компании могут исполнять требования Правил и отдельные компании будут готовы размножать линейный материал в РФ (как это начали делать в Лидее – франц. компании). Высока степень риска отказа в организации именно селекционных станций полного цикла для создания исходного материала иностранными компаниями (например, методом самоопыления или гаплоидии для кукурузы) в РФ. Предполагается, что новые правила могут начать действовать уже с 1 сентября 2023 года.
- Применение НПА с текущими формулировками нацелено на глобальное укрупнение бизнеса, в том числе селекционного и семеноводческого и снижение количества мелких и средних наиболее продуктивных и агрессивных сегодня на рынке селекционных и семеноводческих компаний, при этом в текущей редакции правил создаются искусственные ограничения конкуренции.
Участники заседания отметили крайне высокие риски потери занимаемых позиций для российских и иностранных семеноводческих и селекционных хозяйств, как с точки зрения потери возможности ведения независимой научной и хозяйственной деятельности, особенно малыми предприятиями, так и с точки зрения особенностей производства семенного материала в овощеводстве, плодоводстве, ягодной отрасли, которые не учитываются в текущей версии проекта Правил локализации, а также предложили варианты компромиссного проекта с учетом мнения экспертного сообщества селекционеров и семеноводов.
На заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы 21.04.2023 вице-президентом ТПП РФ В.В. Чубаровым было предложено провести дополнительное обсуждение проекта Правил локализации ввиду того, что подавляющее большинство замечаний бизнеса, приведенных в приложении №1 к протоколу очного заседания РГ от 16.03.2023 №17/О-ДС не были учтены разработчиком по формальным основаниям и без объяснения причин новых вводимых обязательных требований.
Для преодоления указанных проблем участники Круглого стола обращаются к Президенту ТПП РФ С. Н. Катырину с просьбой обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением создать согласительную комиссию под руководством Правительства РФ с участием отраслевых экспертов и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации для обсуждения и доработки проекта Правил локализации с учетом предложенных на заседании альтернативных компромиссных вариантов Правил Локализации, подготовленных отраслевыми экспертами.
Комментарии (0)