МТЗ-82 б/у: на что смотреть при покупке
Легендарные машины МТЗ-82 неизменно популярны на всём постсоветском пространстве, а в экспортном исполнении их можно встретить и на полях Восточной Европы, и во многих других странах. Многие аграрии отдают предпочтение бывшей в употреблении технике. О том, на что необходимо обратить внимание во время покупки такой машины, «Агро в деталях» рассказали эксперты рынка.
При выборе бэушного трактора минского завода на первом месте стоит техническое состояние видавшего виды ветерана. Прежде всего, нужно как можно более детально осмотреть машину на наличие неисправностей, которые могут повлиять на дальнейшую эксплуатацию «земледельца». Для этого необходимо выделить 2-3 часа на осмотр и провести тест-драйв. Ведь покупая бывшую в употреблении технику лучше тщательно всё проверить, чем потом считать убытки.
Рекомендации специалистов
«Как правило, покупают трактор, особенно бэушный, люди, знающие что почём, либо, имеющие возможность пригласить опытного механика, так как для описания даже элементарных типовых неисправностей, с которыми можно столкнуться при покупке бывшей в употреблении техники, понадобится талант Артура Хейли — так много технических деталей придётся упомянуть и при этом обойтись без «специальных» слов и междометий, необходимых в подобных случаях», — рассказывает генеральный директор «Завода гидромеханических передач» (Республика Беларусь) Андрей Горгодзе.
Покупка «Белоруса» начинается с проверки документов и номеров на самой машине, так как «лошадка» без документов или с регистрационными проблемами ничего не стоит. «Сначала всегда обращают внимание на количество моточасов и наличие документов. И только потом уже надо ехать и лично осматривать мосты, коробку, ВОМ, двигатель. Важно также состояние колёс. При этом вся бэушная техника всегда осматривается перед оплатой, иначе легко купить «кота в мешке», – предупреждает директор компании "УНИЯ-Восток" Александр Гайворонский.
Многие специалисты рекомендуют брать трактор-транспортник, а не сельхозработника, так как последний активнее используется, сильнее изнашивается и с ним больше хлопот. С другой стороны, Андрей Горгодзе считает, что предпочтение нужно отдать «тому, который в лучшем состоянии». Ведь «убить» машину можно даже в стационарных условиях.
Опытные операторы советуют не приобретать МТЗ-82 с фронтальным навесным оборудованием (КУН – копновоз универсальный навесной). Если навеска нужна, лучше купить её отдельно. Дело в том, что КУН очень сильно «ушатывает» машину - разбивается «передок», перегружаются передний мост и трансмиссия. Зная это, владелец, желающий поскорее сбыть технику, снимает КУН и продает машину без него. Поэтому при покупке лучше спросить, использовалась ли передняя навеска и внимательно осмотреть места креплений навесного оборудования – разбиты ли они.
Квалифицированная диагностика описана в руководствах по эксплуатации и по ремонту, напоминает Андрей Горгодзе. Также нелишним будет заглянуть на интернет-форумы. «Обратите внимание на внешний вид: ухоженная ли машина. Далее по порядку осмотрите шины, мосты, двигатель и трансмиссию. Проверьте, есть ли подтёки масла и рабочих жидкостей, «цвета побежалости» на металле в местах возможного перегрева или в местах сварки (заварки), а также трещин и/или изломов», — советует он, добавляя, что «цвета побежалости» - это радужные цвета, возникающие на поверхности металла в результате образования окисной плёнки и интерференции света в ней.
Внешний вид
По внешнему виду всегда можно определить, хорошо ли предыдущий хозяин заботился о «Белорусе». Если бедолага битый, мятый, запущенный, замасленный, проржавевший, с неисправными осветительными приборами и течью жидкостей — скорее всего, его не обслуживали в должной мере, а просто эксплуатировали. Это означает, что и вся «внутрянка» может «дышать на ладан». А стало быть, покупая такой хлам, вы покупаете и будущие ремонты.
Лучше, если трудяга не отмыт специально – это позволит выявить подтёки масла. Кстати, машина «в родной краске» и с небольшой ржавчиной (зависит от цены) вызывает больше доверия. А вот свежевыкрашенный и отмытый трактор должен насторожить. Как правило, косметический марафет наводят ловкие торговцы, чтобы скрыть подводные камни «пенсионера». Поэтому покупать такую технику, если не знаете продавца, не стоит – машина может со временем «потечь».
Наконец, необходимо знать, в каком состоянии находится кабина – не «гнилая» ли она (в том числе и рамки стёкол). Проверьте, не ремонтировали ли её раньше, есть ли места сварки. Если внутри кабины грязь, разруха, потёртости, органы управления изношены, сиденье «раздолбано», значит, за трактором не следили, и даже если на первый взгляд всё работает, не факт, что в ближайшее время что-то не выйдет из строя.
Шины, колеса и мосты
Не менее важно проверить состояние шин, так как «резина» на сельхозтехнику стоит недёшево. Прежде всего, необходимо проверить покрышки (особенно задние) на наличие порезов, посмотреть, равномерный ли у них износ и не повреждён ли протектор. При этом важно оценить состояние колёсных дисков: они не должны быть рваными и иметь следы сварки.
При осмотре переднего моста Андрей Горгодзе, в первую очередь, советует обратить внимание на целостность уплотнений и сальников, отсутствие подтёков и «потений», наличие механических повреждений и следов восстановления целостности корпусных деталей. Помимо этого, нужно внимательно осмотреть ступицы. «Можно покачать колесо на переднем мосту, и если вы обнаружили большой люфт и слышите стуки, значит, необходимо перебирать бортовые, заменять подшипники и сальники», – делится опытом специалист. Бывает также, что ломаются шестерни, добавляет он.
Кроме того, нужно осмотреть бортовые стаканы. Внутри них есть пружины, которые оказывают амортизирующее действие. Со временем стакан изнутри изнашивается, поэтому важно визуально осмотреть стаканы, чтобы проверить, не были ли они разбиты. Невнимание к этим деталям может в дальнейшем дорого обойтись.
Также можно покачать из стороны в сторону заднее колесо трактора и послушать, есть ли стуки. При этом желательно осмотреть ступицу на заднем колесе. Если винт ступицы когда-то раскручивали, то со временем из-за выработки его трудно будет обратно стянуть на вал, и ступица начнёт болтаться. И, конечно, очень важно посмотреть, не разбита ли она.
Если обнаружены стуки в рукавах подшипников на заднем мосту, то стоит убедиться в том, что подшипники не разбиты. Для этого надо проехать на тракторе так, чтобы он раскачивался из стороны в сторону и послушать, нет ли стуков на заднем мосту. И после посмотреть, не течёт ли сальник на заднем мосту. Если обнаружится утечка трансмиссионного масла, нужно будет снимать колесо и менять сальник и, возможно, подшипник, в зависимости от его состояния.
Наконец, во время ходовых испытаний нелишне послушать, шумят ли мосты: нет ли звуков, напоминающих треск, щёлкание или вой.
Двигатель и проверка масла
«Предварительно стоит изучить руководство по эксплуатации и сервисную книжку. Масло и другие рабочие жидкости необходимо заменить при покупке (благо, стоимость всех расходных материалов, включая фильтры, не превышает 10 тыс. руб. за 1 тыс. моточасов). И, конечно же, нужно обратить внимание на посторонние запахи и наличие в масле посторонних включений сразу же после слива из поддона» – рекомендует Андрей Горгодзе.
Прежде всего, говорит специалист, следует проверить пробку на поддоне двигателя. Для этого нужно слить немного масла (адекватный продавец разрешит это сделать). Если сначала потечёт вода, значит, у трактора есть проблемы: возможно, прохудились уплотнения гильз из-за перегрева двигателя. Если же продавец запретит сделать такую проверку, серьёзно подумайте, стоит ли покупать у него трактор.
Следующим этапом проверяем масло двигателя, продолжает Горгодзе. Если оно коричневого цвета, значит с водой (нормальное масло должно быть чёрного цвета). Если трактор уже завели, то даже масло с водой приобретает чёрный цвет. Поэтому часто продавцы идут на хитрость и заводят трактор до осмотра. Поэтому лучше попросить осмотреть трактор «на холодную». Можно также приехать часа на два пораньше или попозже назначенного срока.
Затем заглядываем под двигатель, смотрим на поддон двигателя. На этом этапе нужно убедиться, что за двигателем на поддоне нет масла. Если масло есть, значит, текут сальники, которые нужно менять, а это весьма проблематично. Чтобы это сделать, нужно «раскатывать» трактор и снимать двигатель, что является довольно трудоёмкой процедурой.
После важно проверить уровень масла. Если за трактором не следили, возможно, он испытывает «масляное голодание».
Немаловажно также заводя трактор посмотреть давление, напоминает Горгодзе. Если давление «на горячую» меньше единицы, это означает, что пора ремонтировать двигатель. Также причиной может быть изношенность коленвала, либо проблемы со старым насосом.
Впрочем, нормальное давление масла не всегда показатель хорошего состояния двигателя, обращает внимание специалист. По его словам, некоторые продавцы лукавят и могут залить в двигатель очень густое трансмиссионное масло, благодаря которому мотор будет работать мягко и давление будет в норме. Однако стоит поменять масло и «движок» начинает стучать.
Очень важно осмотреть и состояние самого двигателя, а именно цилиндро-поршневой группы. В каком она состоянии можно узнать по наличию масла вокруг окон выпускного коллектора. Если из выпускного коллектора, либо из глушителя течёт масло, это говорит о том, что цилиндро-поршневая группа порядочно изношена. Например, масло может течь из четвертого цилиндра или из выпускного коллектора. А это свидетельствует о том, что поршневая уже «убита».
Возьмите с собой монтировку и, вставив её между шкивом коленвала, толкните его в разные стороны. Если вал сильно «ходит», это грозит большими затратами на ремонт в будущем.
Коробка передач
КПП можно проверить при ходовых испытаниях. Самый верный способ – проехать на всех передачах, разогнавшись до девятой скорости. Если начинается вой, особенно стуки, значит, откручена гайка хвостовика. Обычно скорости не «выбивает» без нагрузки, говорят специалисты. Девятую скорость будет выбивать, если ослаблены подшипники валов или если они посыпались. Также выбивать передачу может в случае, когда ослаблена гайка хвостовика, то есть когда он «ходит». Поэтому обязательно нужно проехаться, добавить, сбавить газ. Для начала рекомендуется дать газ по минимуму, чтобы двигатель работал еле-еле. Если начинают греметь валы, слышится стук, то, возможно звук идёт из коробки, однако может стучать и ВОМ. Чтобы это проверить, надо выжать сцепление и немного подождать. Если звук прекратился, значит грохотал ВОМ.
При внешнем осмотре КПП также нужно проверить уши (особенно вверху), а именно, сами крепления с болтами.
Прочие узлы
Здесь нужно осмотреть компрессор системы охлаждения, пошатать за вентилятором, определить, хорошо ли он держится.
Если в тракторе в качестве охлаждающей жидкости залита вода, то стоит проверить, нет ли где протечек. Если выяснится, что течёт радиатор, это плохая новость, так как радиатор – не дешёвое удовольствие, и его либо придётся ремонтировать, либо покупать новый. Гораздо лучше, когда в качестве охлаждающей жидкости залит антифриз, так как он продлевает срок службы охлаждающей системы. Поэтому, чтобы не «попасть» с гильзами блока цилиндров двигателя, охлаждающая система силового агрегата должна быть на тосоле или антифризе.
Также необходимо осмотреть цилиндр навески. Это особенно актуально для тракторов «Беларус», потому что он находится в неудобном месте под кабиной и к нему крайне сложно подобраться. При этом важно обратить внимание, есть ли там подтеки, и осмотреть механизм навески.
Тахометр – ещё одна важная деталь. Если проводился капитальный ремонт, то, конечно, проверять отработанные часы не имеет смысла. Однако если его не было, показания счётчика имеют значение. Нередко недобросовестные продавцы скидывают цифры прибора до нужных им значений. Поэтому стоит взглянуть на болты двигателя с левой стороны от капота – там не должно быть следов раскручивания.
И, конечно, важно проверить светотехнику и электрооборудование. Если за трактором следили, работать должна большая часть электорприборов.
Не менее важно осмотреть и болты на узлах – насколько часто туда лазили.
Ходовые испытания б/у трактора МТЗ-82
Андрей Горгодзе, генеральный директор «Завода гидромеханических передач» (Республика Беларусь), рекомендует проводить ходовые испытания трактора «проверяя его запуском, контролем включения всех предусмотренных функций и выслушивания на предмет выявления шумов, нехарактерных для нормальной работы (звоны, полязгивания, стуки, шелест, визг, свист и прочее)».
Иными словами, нужно запустить двигатель и послушать, нет ли лишних шумов, объясняет специалист. Также нужно послушать клапаны (не стучат ли они, не разбиты ли), при внешнем осмотре проверить зазоры в клапанах. Если трактор заводится плохо, то либо неисправна топливная, либо стартер плохо крутит. Нелишним будет посмотреть, насколько легко заводится стартер. Отсос нажали, бензин протёк — и «пускач» должен запускаться. Если же приходится постоянно подливать горючее, и то машина заводится с горем пополам, значит, у неё проблемный стартер.
Если после заводки вначале идёт белый дым, а после прогрева перестает идти, то это хороший признак – так и должно быть. Если же постоянно валит густой белый дым, значит что-то с топливной. Обычно причина заключается в том, что «льют» форсунки или происходит неправильное сжигание топлива, а значит, нужно выставить угол подачи топлива.
Сизый дым означает, что неисправна цилиндро-поршневая группа. Здесь есть несколько вариантов: или «шалит» топливный насос, или подводят форсунки, или вылетают клапаны. В любом случае стоит отказаться от покупки.
Если же идёт черный дым, то «льёт» топливная, которой не хватает воздуха. Обычно в этом виноват забитый воздушный фильтр.
Есть и ещё один момент, на который стоит обратить внимание. Когда трактор работает на холостых, потом резко газуешь и выбрасывается облако белого дыма — это признак несгоревшего масла.
Не менее важно посмотреть, как ведёт себя двигатель при заводке. Если он работает неровно и «гавкает» — будущего хозяина машины ожидает ремонт топливного насоса, который обойдётся «в копеечку».
Помимо прочего проверяем, идёт ли дым из сапуна. Он находится сверху, над клапанной крышкой и выведен вниз с помощью рукава. Если дым идёт, значит, поршневая «убита» в хлам. При работе двигателя его быть не должно. Может быть только совсем небольшое дымление, когда двигатель работает «на горячую», то есть разогрет до рабочей температуры.
Лихачи утверждают, что тормоза придумали трусы. Оставим это утверждение на их совести и проверим тормозную систему. Если при проверке тормозной системы педаль тормоза проваливается в пол, и трактор не тормозит, значит, её нужно ремонтировать.
Важно также проверить, как работает блокировка, вытянуть её.
Затем нужно определить, в рабочем ли состоянии находится сцепление. В отличие от проверки двигателя определить это довольно просто. Если сразу же после опускания педали пошло сцепление, и трактор двинулся, значит, нажимной тормозной диск ещё исправен. Также качество сцепления можно определить по лапке, расположенной рядом с нажимным диском: если она очень сильно сдвинута вперед, это говорит о том, что, возможно, диск выработан. Дело в том, что со временем диск изнашивается, и лапка отходит вперёд. Чтобы это проверить, нужно попробовать отрегулировать лапку, тягой отводя её назад. Если поставить новый диск, лапка будет располагаться более-менее вертикально. Лучше сразу проверить состояние нажимных дисков, так как их замена – довольно трудоёмкий процесс.
При этом обязательно нужно какое-то расстояние проехать на тракторе и прослушать его на предмет шумов, стуков и скрежетов. Надо проверить все скорости — включить первую, чуть проехав, вторую, и так все передачи. Во время движения важно проследить, чтобы кулиса не гуляла, а ходоуменьшитель не выбивал. Все передачи должны включаться и выключаться без труда, не должно быть сильного давления на рычаг. Особое внимание стоит уделить самым ходовым скоростям — шестой и седьмой. Они нередко «вылетают» на старых тракторах, а это означает, что в своё время надорвали коробку передач, и её придётся ремонтировать. Если с этими передачами проблемы, можно уверенно торговаться, либо отказаться от покупки трактора.
Также во время поездки следует обратить внимание на руль. Например, вы выкручиваете руль направо, после чего «закусывает» колёса, что им потом не вывернуться. Это говорит о том, что рулевая система уже тоже на грани ремонта: либо неисправны рулевые тяги, либо рулевая колонка.
Не менее важные моменны, на которые он рекомендует обратить внимание – это проверка работы всех рычагов в кабине (всё должно включаться и работать).
Чтобы не понести потом большие расходы, важно также обследовать компрессор: включите его и проверить, как он качает.
Также нужно включить и выключить ВОМ, проконтролировав, чтобы он вращался, работая и на 540 и на 1000 оборотах.
Наконец, важно испытать работу гидравлики. Навеска должна подниматься и опускаться, потёков быть не должно.
В каких случаях лучше отказаться от покупки?
Машину лучше не брать если:
- установлен КУН;
- двигатель, мост, КПП в масле;
- задняя навеска лежит на земле;
- на соединении полурамы и двигателя с КПП отсутствуют болты или, что хуже, есть О-образные отверстия этих болтов;
- по бокам полурамы есть О-образные отверстия (трактор был под КУН);
- мятые двери и стойки кабины (особенно левая, мнут КУНом);
- отсутствует ВОМ;
- есть следы от кувалды на центральном валу.
Где купить б/у МТЗ-82
Прежде всего эксперты советуют найти доски объявлений, где продаются тракторы МТЗ б/у и форумы, где обсуждается спецтехника. Нелишним будет найти тех, кто покупал или хочет купить бэушный трактор, советует директор компании "УНИЯ-Восток" Александр Гайворонский. Можно переговорить с ними машин и выяснить, на что они обращают внимание, а также посидеть на форумах, где всегда можно задать вопросы и получить ответы от опытных пользователей. Итак, подержанный трактор МТЗ можно найти на следующих площадках.
https://www.avito.ru/ - Интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, вакансиях и резюме на рынке труда, а также услугах от частных лиц и компаний, занимающий второе место в России среди онлайн-классифайдов. Особенностью является продажа подержанных вещей и автомобилей. Большое место уделено спецтехнике, в частности сельхозтракторам.
https://agroserver.ru/ - Портал о сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Очень много предложений о продаже бэушной техники.
https://spec.drom.ru/ - автомобильный Интернет-портал, продающий как обычные автомобили, так и спецтехнику. Изначально проект охватывал преимущественно японские автомобили, но со временем он значительно расширился.
https://www.gruzovik.ru/ - специализированный портал по продаже и аренде новых и подержанных грузовых автомобилей, автобусов, строительной, сельскохозяйственной, дорожной, коммунальной и другой техники, запчастей и оборудования к ним.
https://exkavator.ru/ - Экскаватор Ру - Первый экскаваторный! - Ведущий портал по строительной технике в русскоязычном Интернете. Представлена также и сельхозтехника — в частности, новые и бэушные трактора МТЗ.
https://tiu.ru/ - Интернет-портал торговых площадок.
https://www.farpost.ru/ - доска объявлений от частных лиц и компаний. На сайте 200 миллионов объявлений.
Рекомендации экспертов
Александр Гайворонский посоветовал при выборе трактора обратиться к этому форуму: https://fermer.ru/forum
Андрей Горгодзе дал ссылки на литературу о технике МТЗ и руководства к эксплуатации:
Комментарии (0)