Опубликовано 05.10.2023 08:38

В России продолжают дорожать бензин и дизельное топливо

Preview image

Биржевые цены на бензин и летнее дизельное топливо после трёх подряд торговых сессий со снижением вновь вышли на значительное повышение. Это следует из данных торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), где котируется такая продукция.

По их данным, две наиболее популярные марки бензина Аи-92 и Аи-95 подорожали на 1,2 и 1,65 процента до 56 151 и 58 587 рублей за тонну, а дизельное топливо – ещё заметнее, на 5,8 до 57 004. Также повышается и стоимость других видов дизтоплива. Однако, в отличие от трёх вышеназванных, оно дорожает более долгими периодами, а цены на него ещё больше с заметным отрывом. В частности, зимнее показывает рост уже третьи сутки подряд, и последний раз он составил 0,16 процента до 73 096 рубля. Межсезонное стало дороже на 0,34 процента до 64 221 рублей. На 8,15% до 27,74 тысячи рублей укрепилось значение для сжиженных углеводородных газов (СУГов). Расчёт проводился по территориальному индексу Европейской части России. И только автокеросин и мазут подешевели на торгах на 10,75 и 1,55% - до 36,051 и 27,74 тыс. соответственно. 

Preview image

Вероятной причиной для подорожания большинства позиций стало то, что ранее на фоне принятых властями действий по защите внутреннего рынка горючего цены на него достигли своего «психологического» или рыночного «дна» и начали стабилизироваться. Падали же они из-за временного эффекта от этих действий. Речь идёт о плане, который подготовили профильное ведомство (министерство энергетики) совместно с Правительством и Минсельхозом. Напомним, что он включает в себя, в том числе, запрет на экспорт нефтепродуктов, за исключением горючего от нефтеперерабатывающих заводов. Также Правительство увеличило нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу и организовало ежедневное отслеживание закупок топлива для сельхозпроизводителей. Затем власти выявили случаи дефицита топлива в ряде регионов и установили, что он был искусственным, так как некоторые автозаправочные станции умышленно закрывали, а также имели место большие объёмы «серого» экспорта (поставок за пределы России объемов топлива, купленных на внутреннем рынке и за которые из бюджета страны заплачен топливный демпфер, то есть компенсации). В связи с этим по итогам совещания с участием вице-премьера и экс-министра энергетики Александра Новака был подготовлен ряд других мероприятий. Это распространение запрета на экспорт также через порты, ужесточение контроля со стороны таможенной и налоговой служб за недопущением поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ) в другие страны (кроме ЕАЭС), срочное снижение цен на горючее на автозаправочных станциях, уравнивание стоимости продукции в мелком и крупном оптовых сегментах и её мониторинг со стороны ФАС, а также поставка на внутренний рынок топлива в цистернах.

Проблема с бензином и дизельным топливом в стране начала наблюдаться ещё с начала лета, когда эта продукция в несколько раз подорожала до рекордного уровня. А в августе и вовсе стали наблюдаться перебои с его поставками. На проблему, в частности, пожаловались сельхозпроизводители из пяти крупных южных аграрных регионов – Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии, Кубани и Крыма. Затем дефицит горючего стал наблюдаться в других южных регионах, а также Новосибирской, Рязанской и Саратовской областях. 22 августа в министерстве энергетики это проблему объяснили сложностями с доставками продукции на юг из-за туристического сезона. Однако против этого говорит то, что в сентябре, когда этот сезон завершился, ситуация не изменилась, а проблемы стали наблюдаться и за пределами юга.


Комментарии (1)