В России продолжают дорожать бензин и дизельное топливо
Биржевые цены на бензин и летнее дизельное топливо после трёх подряд торговых сессий со снижением вновь вышли на значительное повышение. Это следует из данных торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), где котируется такая продукция.
По их данным, две наиболее популярные марки бензина Аи-92 и Аи-95 подорожали на 1,2 и 1,65 процента до 56 151 и 58 587 рублей за тонну, а дизельное топливо – ещё заметнее, на 5,8 до 57 004. Также повышается и стоимость других видов дизтоплива. Однако, в отличие от трёх вышеназванных, оно дорожает более долгими периодами, а цены на него ещё больше с заметным отрывом. В частности, зимнее показывает рост уже третьи сутки подряд, и последний раз он составил 0,16 процента до 73 096 рубля. Межсезонное стало дороже на 0,34 процента до 64 221 рублей. На 8,15% до 27,74 тысячи рублей укрепилось значение для сжиженных углеводородных газов (СУГов). Расчёт проводился по территориальному индексу Европейской части России. И только автокеросин и мазут подешевели на торгах на 10,75 и 1,55% - до 36,051 и 27,74 тыс. соответственно.
Вероятной причиной для подорожания большинства позиций стало то, что ранее на фоне принятых властями действий по защите внутреннего рынка горючего цены на него достигли своего «психологического» или рыночного «дна» и начали стабилизироваться. Падали же они из-за временного эффекта от этих действий. Речь идёт о плане, который подготовили профильное ведомство (министерство энергетики) совместно с Правительством и Минсельхозом. Напомним, что он включает в себя, в том числе, запрет на экспорт нефтепродуктов, за исключением горючего от нефтеперерабатывающих заводов. Также Правительство увеличило нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу и организовало ежедневное отслеживание закупок топлива для сельхозпроизводителей. Затем власти выявили случаи дефицита топлива в ряде регионов и установили, что он был искусственным, так как некоторые автозаправочные станции умышленно закрывали, а также имели место большие объёмы «серого» экспорта (поставок за пределы России объемов топлива, купленных на внутреннем рынке и за которые из бюджета страны заплачен топливный демпфер, то есть компенсации). В связи с этим по итогам совещания с участием вице-премьера и экс-министра энергетики Александра Новака был подготовлен ряд других мероприятий. Это распространение запрета на экспорт также через порты, ужесточение контроля со стороны таможенной и налоговой служб за недопущением поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ) в другие страны (кроме ЕАЭС), срочное снижение цен на горючее на автозаправочных станциях, уравнивание стоимости продукции в мелком и крупном оптовых сегментах и её мониторинг со стороны ФАС, а также поставка на внутренний рынок топлива в цистернах.
Проблема с бензином и дизельным топливом в стране начала наблюдаться ещё с начала лета, когда эта продукция в несколько раз подорожала до рекордного уровня. А в августе и вовсе стали наблюдаться перебои с его поставками. На проблему, в частности, пожаловались сельхозпроизводители из пяти крупных южных аграрных регионов – Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии, Кубани и Крыма. Затем дефицит горючего стал наблюдаться в других южных регионах, а также Новосибирской, Рязанской и Саратовской областях. 22 августа в министерстве энергетики это проблему объяснили сложностями с доставками продукции на юг из-за туристического сезона. Однако против этого говорит то, что в сентябре, когда этот сезон завершился, ситуация не изменилась, а проблемы стали наблюдаться и за пределами юга.
Комментарии (1)