Опубликовано 18.02 16:30

Анализ российского рынка овощей открытого грунта

Объёмы производства овощей открытого грунта продолжают расти. Об удовлетворённости хозяйств сортовым составом, о том, как овощеводы подходят к выбору удобрений и почему существенно сократились посевные площади под огурцом, рассказала генеральный директор агентства «Агростат» Елена Алекперова

В 2020 году посевные площади под перечисленными выше овощными культурами открытого грунта составили всего 116 тыс. га. Это значительно ниже уровня 2016 года. Однако валовой сбор за это время вырос на 13 %, что говорит об интенсификации индустриального производства овощей открытого грунта и позволяет с оптимизмом смотреть на будущее отрасли.

За последнюю пятилетку (с 2016 года) значительно сократились площади под огурцами открытого грунта — на 40 %. Это связано с рядом причин, основной из которых является представленный на рынке сортовой состав. Заказчиками огурцов в большей степени являются консервные заводы, имеющие технологические требования к поставляемому сырью, а достичь требуемого качества сложно из-за условий выращивания, особенно в засушливые годы.

Также за последнюю пятилетку значительно снизились посевные площади моркови.

Выбор сорта

По данным исследования агентства «Агростат», при принятии решения о выборе сорта/гибрида аграрии ориентируются на внешний вид, устойчивость к болезням и вредителям, потребительские качества, пригодность к механизированной уборке и транспортировке. Для овощных культур открытого грунта (капуста, лук, морковь, свёкла столовая, огурцы, томаты) характерен длительный «срок жизни» гибридов и сортов: хорошие сорта и гибриды вообще не заменяются и сеются десятилетиями. Для них селекционеры разрабатывают технологии выращивания, обеспечивающие получение стабильных урожаев, и подбирают необходимые сельхозмашины.

Овощеводы очень осторожно относятся к экспериментам с сортовым составом, ведь подбор сорта и особенно отработка сортовой технологии — длительный процесс. При этом ошибки обходятся слишком дорого.

По луку, капусте, моркови и столовой свёкле в каждой зоне возделывания представлен широкий выбор сортов. Сельхозпроизводители отмечают, что ассортимент сортов капусты достаточный. А вот сортов моркови и столовой свёклы требуется больше: несмотря на то, что сортов много, потребность в расширении ассортимента всё же есть.

Требуется расширение ассортимента и по огурцам и томатам открытого грунта. Дело в том, что огурец очень чувствителен к изменению климата и к жаре, поэтому имеющиеся на рынке гибриды не совсем устраивают аграриев.

Овощеводы активно проводят испытания сортов и гибридов, подбирая их иногда по конкретным специфическим параметрам (например, транспортабельность). При этом селекционные компании и дистрибьюторы охотно предоставляют семена для испытаний, так как это помогает выстраивать долгосрочные партнёрские отношения.

Выбор удобрений

Повышение плодородия почвы и получение высоких устойчивых урожаев являются постоянной заботой овощеводов открытого грунта. Причём для овощных культур правильное внесение удобрений играет даже большую роль, чем для полевых культур.

Агентством «Агростат» были опрошены 86 хозяйств, занимаю­щихся индустриальным возделыванием овощей в открытом грунте — «борщевого набора», томатов и огурцов.

Более половины опрошенных хозяйств (60 %) применяют только простые гранулированные удобрения как единственный тип (соло), остальные используют простые удобрения в комплексе с жидкими и премиальными удобрениями.

Как правило, сельхозпроизводители приобретают удобрения с регионального склада и у дистрибьютеров. Поставки удобрений для овощных культур практически в равной степени совершаются через дистрибьюторов и региональные склады производителей. Главным лицом, принимающим решение о покупке удобрений, является руководитель хозяйства.

Однако в отличие от сегмента средств защиты растений или сельхозтехники, аграрии очень слабо осведомлены о присутствующих на рынке брендах и производителях. Так, 100 % опрошенных знают только компанию «ЕроХим», близкие показатели у «ФосАгро» и «Буйских удобрений», остальные производители значительно уступают.

По мнению респондентов, обозначенные выше компании являются лидерами рынка. Компания «ЕвроХим», согласно опросу, также лидирует среди поставщиков удобрений.

Кроме того, исследования «Агростата» показали, что аграрии предпочитают выстраивать долгосрочные отношения с поставщиками: 95 % опрошенных работают со своими поставщиками более двух лет.

Основные факторы, которые влияют на приобретение удобрений, — это качество удобрений и цена. При этом аграрии ставят показатели качества продукции выше стоимости.

Относительно качества удобрений опрошенные сельхозпроизводители отметили высокую степень важности данного показателя и удовлетворённость качеством продукции всех компаний. Иная картина по ценовым показателям: овощеводы считают этот показатель очень важным, но удовлетворённость ценой на удобрения низкая.

По мнению аграриев, в наибольшей степени соответствует требованиям к поставщикам удобрений компания «ЕвроХим» — так считают 23 % опрошенных.


Комментарии (0)