Опубликовано 01.11.2023 09:33

Минэнерго разрешило нарастить трубные поставки дизеля

Российское Министерство энергетики разрешило увеличить экспорт дизельного топлива (ДТ) по трубам. Об этом пишет «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники.

По их данным, в ведомстве приняли такое решение для того, чтобы не допустить затоваривания этой продукцией нефтеперерабатывающих заводов и с умом использовать ненужные объёмы. То есть, если верить источникам, то на фоне общего дефицита топлива в стране конкретно по этому виду горючего, наоборот, ожидается перепроизводство. Всего в наступившем месяце экспорт дизтоплива по трубопроводам должен увеличиться в 1,7 раза от октябрьского уровня или до 2,5 миллиона тонн. В самом Минэнерго официального комментария, подтверждающего или опровергающего принятие этого шага, не дали.

Сейчас основные объёмы экспорта в России ДТ проходят по системе «Транснефти» через нефтепровода «Север» (в направлении Ярославль – Кириши – Приморск) и «Юг» (Волгоград – Тихорецк – Новороссийск) с мощностями в 25 и шесть миллионов тонн в год соответственно, а также через Высоцк (3,5 миллиона). На сегодня график экспорта этой продукции сократился в 1,8 раза от среднемесячного показателя за январь-сентябрь этого года в 2,8 миллиона тонн. В целом за прошлый месяц планировалось вывезти почти полтора миллиона тонн дизеля, что на 1,2 миллиона меньше чем в августе и на 200 000 – уровня сентября, когда вводился временный запрет. Основные объёмы должны были поставляться через порт Приморск в Ленинградской области – 970 000 тонн, намного меньшие в 220 и 180 тысяч – через Новороссийск в Краснодарском крае и Высоцк также из Ленинградской области.

Напомним, что проблема с ценами на бензин и дизельное топливо, а также их запасами начала наблюдаться в нашей стране ещё с июня. Сначала стоимость этой продукции выросла в несколько раз от весеннего уровня, став рекордной. В конце этого сезона также стала ощущаться нехватка горючего. Сложности с его доступностью подтвердили, в частности, сельхозпроизводители из пяти крупных южных аграрных регионов – Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии, Кубани и Крыма. Позже на эту же ситуацию пожаловались аграрии из других южных регионов, а также Новосибирской, Рязанской и Саратовской областей. Отметим, что для фермеров вопрос доступности топлива ещё более актуален чем для других групп потребителей, так как они используют технику намного чаще чем водители транспорт. Ранее в Министерстве энергетики проблему с дефицитом и подорожанием горючего объясняли сложностью с поставками продукции на юг из-за наплыва туристов. Однако причина оказалась не в этом – туристический сезон закончился, а подобная ситуация стала наблюдаться не только на юге страны. В связи с этим Правительство вместе с министерством и другими ответственными ведомствами, а также с РЖД занялись урегулированием ситуации. Вместе они приняли ряд мер против создания искусственного дефицита, связанного с умышленным закрытием автозаправок, а также серого экспорта. В частности, они увеличили нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу, договорились с нефтяными компаниями по поводу поставок топлива для аграриев и наладили ежедневный мониторинг этого процесса, а также ввели ограничения на экспорт нефтепродуктов. Недавно были предприняты и дополнительные меры. 21 сентября власти ввели временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива, а 6 октября утвердили долгосрочные меры для стабилизации топливного рынка страны. В частности, было принято решение восстановить выплаты по топливному демпферу. Тогда же были сняты ограничения на экспорт дизельного топлива по трубопроводам в морские порты для производителей, которые поставляют на внутренний рынок не менее половины произведённого топлива. Такое решение было принято в связи с наращиванием переработки нефти этой группой экспортёров и стабилизации ситуации с ценами и запасами. Однако подобные улучшения произошли не везде, поэтому железнодорожный и другие виды экспорта всех категорий горючего в стране пока что по-прежнему запрещены. Кроме того, производителей убедили увеличить продажу горючего на биржевых торгах. Доля продаж бензина пятого класса выросла с 13 до 15, а дизельного топлива – с 9,5 до 12,5 процентов соответственно. Для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 с 50 тысячи рублей за тонну. В российской антимонопольной службе отметили, что такая мера позволит стабилизировать цены на топливо в стране и сформировать дополнительные объёмы необходимого горючего для фермеров и других потребителей. Самому регулятору было поручено отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж. Благодаря этим мерам цены на топливо в некоторые периоды осени начали снижаться, однако пока ещё остаются намного выше весенних показателей.


Комментарии (0)