Опубликовано 07.11.2023 08:33

В России изменят правила продажи премиального топлива

Сельское хозяйствоТовары и услугиНовости Время прочтения ~ 5 минут

Preview image

Правительство планирует внести изменения в законодательство в плане торговли горючим и ограничить продажу на автозаправочных станциях премиальных сортов топлива. Как сообщает «Интерфакс», об этом на марафоне «Знание. Первые» рассказал вице-премьер Александр Новак (напомним, что он курирует вопросы топливного комплекса – ROSNG).

Ранее соответствующее поручение он дал на международной выставке-форуме «Россия». Сейчас, по его словам, соответствующие поправки в нормативную базу готовят все заинтересованные ведомства. Уточняется, что речь идёт не о полном запрете на реализацию этой продукции, а о её продаже только при достаточном наличии на рынке базовых видов бензина и дизеля. Эта мера должна стать очередной попыткой регулировать стоимость горючего на внутреннем рынке, в том числе, самих премиальных сортов. Новак рассказал, что такая мера была принята после того, как в одном из неназванных российских регионов обнаружили высокие цены на премиальное дизтопливо при отсутствии обычного. О проблеме вице-премьер сообщал ещё в конце октября. Тогда он говорил, что дизельное топливо на отдельных российских автозаправках стоит дороже чем в среднем по стране. Вице-премьер объяснил это тем, что там продают по большей части брендированное топливо с приставками «экто» и «евро», лишая потребителя широкого выбора. По его словам, на конец прошлого месяца средние цены на дизтопливо составили 63 рубля за литр. Отметим, что новая мера может иметь свои негативные последствия и лишить прибыли некоторые АЗС, особенно в случае тотального дефицита простого горючего, из-за которого они совсем не смогут торговать. Напомним, что премиальное топливо отличается от обычного дополнительными компонентами, в том числе, моющими присадками разного класса и в разном процентном соотношении.

Проблема с бензином и дизельным топливом в стране начала наблюдаться ещё с начала лета. Тогда цены на продукцию увеличились в несколько раз и стали максимальными за последние годы. Закономерно после этого в августе стали также наблюдаться перебои с её поставками. Прежде всего, проблема затронула аграриев из пяти крупных сельскохозяйственных регионов юга (Астраханской и Волгоградской областей, Кубани, Ставрополья и Крыма), а затем трёх из других округов (Новосибирской, Рязанской и Саратовской областях). В конце августа в министерстве энергетики это проблему объяснили сложностями с доставками продукции на юг из-за туристического сезона. Однако продолжающиеся дефицит топлива и высокие цены на него и их распространение не только в южных, но и других регионах опровергли это заявление. Вскоре были определены две реальные причины – создание искусственного дефицита из-за закрытия автозаправочных станций и «серый экспорт» (то есть поставка продукции за рубеж по стоимости выше чем та, по которой она закупалась на внутреннем). Для решения проблемы Правительство вместе с Минэнерго и другими ответственными ведомствами, а также с РЖД занялись урегулированием ситуации. В частности, они увеличили нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу, договорились с нефтяными компаниями по поводу поставок топлива для аграриев и наладили ежедневный мониторинг этого процесса, а также ввели ограничения на экспорт нефтепродуктов. Вскоре после этого были предприняты и дополнительные меры. 21 сентября власти ввели временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива, а 6 октября утвердили долгосрочные меры для стабилизации топливного рынка страны. В частности, было принято решение вернуть нефтяникам коэффициент для определения топливного демпфера с 0,5 до 1. Было поддержано предложение Минсельхоза остановить экспорт нефтепродуктов. Исключение сделали для поставок дизтоплива по трубопроводам в морские порты для производителей, которые поставляют на внутренний рынок не менее половины этой продукции. Кроме того, производителей убедили увеличить продажу горючего на биржевых торгах. Доля продаж бензина пятого класса выросла с 13 до 15, а дизельного топлива – с 9,5 до 12,5 процентов соответственно. Для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 до 50 тысяч рублей за тонну. В российской антимонопольной службе отметили, что такая мера позволит стабилизировать цены на топливо в стране и сформировать дополнительные объёмы необходимого горючего для фермеров и других потребителей. Самому регулятору было поручено отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж. Также недавно были предприняты меры по обеспечению аграриев горючим в преддверии холодов. Это позволило немного, хотя и не окончательно нормализовать ситуацию. В Минсельхозе неоднократно заявляют, что отечественные сельхозпроизводители больше не испытывают дефицита горючего, и цены на него уже заметно снизились. В Правительстве также заявляют о начавшемся падении цен.


Комментарии (0)