Рабочие качества верблюдов и их использование в хозяйствах - лекция 7
Рабочие качества верблюдов. Верблюдов используют как тяговое животное. По своей силе верблюды превосходят и лошадей и волов, приближаясь к крупным лошадям тяжеловозного типа
Сила тяги верблюдов, как и других рабочих животных, складывается из трех элементов: средней и нормальной для данного животного величины тягового усилия. скорости движения и продолжительности работы. Без ущерба для организма верблюды способны развивать силу тяги, равнойая 12-15% от их живой массы. В условиях резкоконтинентального климата Казахстана верблюдов часто используют для транспортировки грузов в повозке.
На пахоте верблюды средней упитанности при непрерывном движении с плугом в течение 6 часов нормально выдерживают силу тяги, равную 12,5% их живой массы, и при этом развивают скорость 3,0-3,2 км в час.
Для изучения работы верблюдов в сенокосилках при 7-8 часах непрерывного движения и силе тяги, равной 9% живой массы, верблюды показали среднюю скорость 3,6 км в час.
В упряжном транспорте по передвижению нагруженной повозки при продолжительном рабочем дне (длина пройденного за день пути 20,5 км) нормальной для верблюдов можно считать силу тяги, равную 10-12% их живой массы. При этом верблюды развивают скорость движения около 3,5 км в час.
По своей силе верблюды превосходят и лошадей и волов, приближаясь к крупным лошадям тяжеловозного типа.
Сила тяги верблюдов, как и других рабочих животных, складывается из трех элементов: средней и нормальной для данного животного величины тягового усилия. скорости движения и продолжительности работы.
На пахоте верблюды средней упитанности при непрерывном движении с плугом в течение 6 часов нормально выдерживают силу тяги, равную 12,5% их живого веса, и при этом развивают скорость 3,0-3.2 км в час.
Для изучения работы верблюдов в сенокосилках при 7-8 часах непрерывного движения и силе тяги, равной 9% живого веса, верблюды показали среднюю скорость 3,6 км в час.
В упряжном транспорте по передвижению нагруженной повозки при продолжительном рабочем дне (длина пройденного за день пути 20,5 км) нормальной для верблюдов можно считать силу тяги, равную 10-12% их живого веса. При этом верблюды развивают скорость движения около 3,5 км в час.
При использовании верблюдов в упражном транспорте пригодны все виды четырехколесных повозок. При парной дышловой запряжке верблюдов впрягают как и лошадей. При одиночной запряжке с оглоблями верблюда впрягают, цепляя специально укрепленными на оглоблях крючками на кольца шорки. Данный вид запряжке не удачен, так как толчки передаются на шорку и на животное.
Основной контингент рабочих верблюдов в условиях хозяйств являются кастраты. Актуальной проблемой является рациональное использование рабочих верблюдов. Необходимо учитывать физиологические и возрастные особенности верблюдов. Избегать необходимо чрезмерной перегрузки молодняка двух – и трехлетнего возраста. При бережном отношении к рабочим верблюдов, срок их хозяйственного использования увеличивается до 25 лет.
Молодняк верблюдов обучают к нагрузкам сразу при достижении двухлетнего возраста первоначально молодняк вылавливают из табуна и приучают носить недоуздок, хорошо пригнанный к размерам головы. В последующем приучают ложиться на семь мозолей и вставать по команде, поданной голосом и движением повода. При достижении трехлетнего возраста животное приучают постепенно к выполнению работы под вьюком или под всадником, а также в упряжи с пониженной нагрузкой. На первых порах масса вьюка не превышает 50 кг, а тяговое усилие в повозке или сельскохозяйственной технике не должно превышать 15 кг.
При обучении движению под вьюком молодого верблюда включают в звено каравана между спокойными, хорошо обученными взрослыми особями, а в упряжи запрягают в пару с хорошо выезженными верблюдами. При запряжке в одноконную повозку ездовой в начале обучения на нее не садятся и ведет запряженного верблюда в поводу. Затем верблюд привыкает к управлению вожжами. В течении первого месяца заездки молодого верблюда приучают спокойно трогаться с места, двигаться правильными и равномерными шагами по прямой, починяться голосу и движению вожжей при посыле, поворотах и остановках.
Во время приучения к работе рекомендуется соблюдать правильную подгонку сбруи, ее состоянием, во избежания потертостей и нагнетов кожи. Для заездки верблюдов выбирают ровную, без спусков и подъемов местность. Продолжительность работы с каждым 2-3 дня постепенно увеличивают, стараясь не переутомлять животное. При управлении вожжами не рекомендуется натягивать и дергать без надобности, злоупотреблять хлыстом, запугивать верблюда, позволяя ему пастись на ходу. Обучение должно быть регулярным.
В процессе обучения необходимо избегать побои, кричать, злоупотреблять «мурундук» (деревянный мундштук, введенный прободение носовой перегородки верблюда). Обучают верблюда в спокойной обстановке, терпеливо и настойчиво. Только в этом случае верблюд быстро привыкает к управлению человеком, становится добронравным, понятливым и покорнам рабочим животным.
Одной из особенностей работы верблюда как вьючного транспорта является необходимость сложной утомительной работы по навьючиванию к развьючиванию верблюдов по прибытии на место стоянки. Нагруженный верблюд даже лежа не получает полного отдыха и не может восстанавливать силы. Обычный при работе упряжных животных часовой и двухчасовой отдых при работе вьючного транспорта практически не применим. В связи с этим большое значение для правильного использования верблюдов приобретает вопрос о продолжительности непрерывной работы с вьюком или длине одного перехода (от привала до привала) и длительности времени движения с грузом в течение дня.
Общие ориентировочные нормы использования верблюдов во вьючном транспорте сводятся к следующему.
1. Нормальным весом вьюка для верблюдов при длине перехода 30-35 км за 8-10-часовой рабочий день можно считать вес вьюка, равный половине живой массы животного (вес груза вместе с весом седла).
2. Нормальной скоростью движения верблюда с такой нагрузкой и при протяженности перехода в 30- 35 км можно считать 4-4,5 км в час.
3. Нормальной скоростью движения верблюда, идущего в караване без груза, можно считать 4,5-5,5 км в час.
4. Длина дневного перехода нагруженного каравана без отдыха и без разгрузки животных в пути может достигать 30-35 км.
В различных практических условиях использования приведенные выше нормы могут изменяться в сторону большей или меньшей длины пути, что отчасти изменяет нагрузку верблюдов. При длине пути больше 30-35 км нагрузка верблюдов должна быть уменьшена.
При навьючивании верблюда нужно стараться притянуть груз возможно выше, с тем, чтобы он не свешивался ниже линии локтевых суставов.
Для навьючивания или развьючивания верблюда кладут на землю. Опускаясь на землю с грузом, верблюд тяжело опирается на все свои мозоли. Поэтому при укладывании навьюченных верблюдов на каменистом и неровном месте они могут поранить запястья и грудную мозоль.
На скользком месте, опускаясь и вставая с грузом, верблюд оступается и скользит, при этом возможны вывихи конечностей и разрывы связок. В зимнее время нельзя класть верблюдов прямо на снег. Следует подстилать под них камыш или сено, так как оттаивающий под тяжестью тела снег покрывает нижний край живота животного льдом. При этом верблюд может простудиться.
Управление вьючными верблюдами. Для управления как вьючным, так и упряжным верблюдом следует использовать обычный недоуздок, к которому прикрепляется повод.
Чтобы облегчить наблюдение за верблюдами при движении каравана темной ночью, используется система колокольчиков. По звуку колокольчиков опытный погонщик может заметить неправильный ход привязанного сзади верблюда, отставание утомленных животных и принять необходимые меры.
При переходе по каменистому грунту на лапы верблюдов надевают специальные башмаки из сыромятной кожи. Под вьюком и в упряжи с грузом верблюд должен передвигаться только шагом. Во время остановок на привалах верблюдов следует освобождать от вьюков и распрягать из повозок. Чем напряженнее и труднее работа, тем продолжительнее выдерживают верблюда без водопоя и пастьбы. Основное правило: после работы дать верблюду 2,5 – 3 часа остыть и отдохнуть, чтобы температура тела и частота дыхания пришли в норму. Рабочих верблюдов поят не реже двух раз в сутки. Верблюд пьет воду медленно и в течении 15 -20 минут выпивает три четыре ведра воды. Торопить верблюда при водопое категорический запрещено. Только хорошо упитанный верблюд показывает все свои рабочие качества.
Оценку работоспособности верблюда проводят по 10 –балльной шкале. Верблюда, способному выполнять обычные хозяйственные работы оценивают в 2 балла, показавшего хорошую работоспособность – 3-5 балла, участвующих в специальных испытаниях – 5 – 7 баллов, показавшие хорошие результаты в испытаниях – 8 – 9 баллов, занявшему первое мест – 10 баллов.
Использование вьючных верблюдов. Предельная длина дневного перехода без разгрузки животных в пути может достигать без вреда для верблюда 30-35 км. Однако при такой длине перехода последнюю часть пути верблюды каравана проходят уже значительно утомленными. Поэтому, если позволяют условия работы, целесообразнее дневной путь делить на два перехода и среди дня делать остановку с разгрузкой верблюда.
Нужно избегать работы каравана в жаркое время.
Останавливаться в пути лучше на заранее известных местах с наличием водопоя н пастбища для верблюдов.
По прибытии на место стоянки необходимо верблюдов немедленно положить на землю и разгрузить. После этого их можно, не задерживая, выпускать на пастбище. Нужно следить при этом, чтобы разгоряченные работой верблюды не напились воды из ближайшей реки или арыка.
Запряжка и сбруя для верблюдов. При использовании верблюдов в упряжном транспорте пригодны все виды четырехколесных повозок. Выпускаемые стандартные одноконные и пароконные ходы вполне применимы для запряжки в них верблюдов. При парной дышловой запряжке верблюдов запрягают так же, как и лошадей. При одиночной запряжке с оглоблями верблюда впрягают, цепляя специально закрепленными на оглоблях крючками за кольца шорки.
Этот вид запряжки не удобен, так как толчки, которые испытывает повозка, передаются на шорку и на животное. Существует способ запряжки верблюдов в одиночную повозку с постромками. В этом случае оглобли также цепляют за кольца шорки крючками, но оглобли, служат только для поворотов повозки и сдерживания ее при спуске с горы; сила тяги при передвижении повозки целиком ложится на постромки, проходящие внутри оглобель и соединяющие кольца шорки с вальком.
Комментарии (0)