Опубликовано 03.05 09:02

В России планируют ввести сдерживающий механизм цен на топливо

Во время уборочных работ российским аграриям обеспечат сдерживание цен на бензин и дизельное топливо. Как сообщает РИА Новости, об этом рассказал заместитель директора Центра «Экономика отраслей топливно-энергетического комплекса» ЦСР Сергей Колобанов.

Речь идёт о так называемом «демпферном механизме». Он был создан ещё в прошлом году для контроля за стоимостью горючего на российском рынке. Когда экспортные цены на эту продукцию начинают превышать внутренние, то государство компенсирует эту разницу нефтеперерабатывающим предприятиям, чтобы они не поднимали её стоимость на внутреннем рынке до этого же уровня. По словам эксперта, сельхозпроизводителям обеспечат стабильность цен на продукцию за всё время уборки, которые сохранятся «в пределах зоны демпфера». В лучшем или худшем случае они будут на несколько процентов больше или меньше. Предпосылок к подорожанию топлива при использовании этого механизма, по словам эксперта, пока нет, «так как нефтяные компании, получив урок в прошлом году в виде временного запрета экспорта, теперь должны более ответственно относиться к своей сбытовой и ценовой политике».

Также важным моментом должно стать отсутствие кризисных ситуаций, тоже отражающихся на стоимости горючего (например, аварии на нефтеперерабатывающих заводах, с которыми недавно столкнулись эти предприятия после атаки украинских дронов). На сегодня, как отмечает информагентство, эта проблема решается. Производство восстанавливается полным ходом, что должно не допустить дефицита топлива. Колобанов напомнил, что в марте горючее в стране дорожало из-за беспокойства по поводу возможного уменьшения поставок бензина после нескольких подобных инцидентов. Также эксперт отметил улучшение обстановки с экспортом бензина по железной дороге.

В начале этой весны именно повреждение НПЗ и проблемы с ж/д перевозками топлива стали главными причинами подорожания и дефицита горючего на российском рынке. Однако до этого подобные проблемы стали наблюдаться в крупных аграрных регионах ещё прошлым летом. В Минэнерго считали причиной сложности с доставкой продукции из-за наплыва туристов. Но по окончанию туристического сезона ситуация не изменилась. Выяснилось, что реальными причинами стали искусственный дефицит из-за закрытия автозаправок и «серый» экспорт (вывоз за границу по ценам выше чем те, по которым закупалась продукция). Его объёмы власти оценили в несколько миллионов тонн. С осени власти начали комплекс мер для решения проблемы. В сентябре Правительство и нефтяные компании договорились о поставках достаточных объёмов топлива для сельхозпроизводителей. Также власти увеличили нормативы поставок бензина и дизеля на биржу с ранних 13 и 9,5 до 15 и 12,5 процентов соответственно. В октябре введён временный запрет на экспорт автомобильного бензина. Он не распространялся только на производителей дизтоплива, которые поставляют на внутренний рынок не менее половины этой продукции – они могли ввозить её по трубопроводам в морские порты. 17 ноября для недопущения разгрузки нефтеперерабатывающих заводов и сохранения высокого уровня производства топлива запрет был отменён. Также принято и решение вернуть коэффициент для определения топливного демпфера (компенсаций нефтяникам с 0,5 до 1). Кроме того, для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 до 50 тысяч рублей за тонну. ФАС поручили отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж. Также в январе текущего года президент России Владимир Путин поручил разработать новые меры для стабилизации цен на топливо и обеспечения достаточного объема для сельхозпроизводителей. Благодаря этим мерам цены на топливо в стране начали периодически падать, но по-прежнему находятся на уровне выше весеннего.


Комментарии (0)