Опубликовано 30.05.2024 03:30

Новак потребовал принять меры против «серого» экспорта нефтепродуктов

Вице-премьер Александр Новак (в частности, курирует в России топливную отрасль – ROSNG) поручил принять превентивные меры по недопущению так называемого «серого» экспорта нефтепродуктов (в том числе, через страны ЕАЭС). Как сообщили в пресс-службе Правительства, такую задачу он поставил на недавнем заседании очередного штаба по ситуации на внутреннем рынке этой продукции.

В нём также приняли участие представители министерства энергетики (Минэнерго), Минсельхоза, Минфина, РЖД, Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), нефтяных компаний и депутаты Госдумы. Это не единственная мера, которую озвучил вице-премьер. Он также потребовал держать на контроле ситуацию с обеспечением топливом ряда восточных регионов страны и Крыма, включая своевременные поставки этой продукции по железной дороге в соответствии с графиком. Кроме того, вице-премьер не исключил возвращение к запрету на экспорт всех видов горючего из страны. Такое ограничение вводилось с 21 сентября прошлого года, не распространяясь только на поставки продукции в рамках межправительственных контрактов. 17 ноября меру временно отменили в отношении бензина, а 22-го – дизельного топлива. Такое решение принято из-за опасений, что переработка нефти снизится, и это приведёт даже к переизбытку топлива на внутреннем рынке. С марта текущего года, когда стало ясно, что внутреннему рынку это не угрожает, экспорт вновь был запрещён, но с 22 марта из-за новых рисков был разрешён вывоз дизеля, за исключением зимнего. На последний запрет сохранялся из-за острой потребности сельхозпроизводителей в топливе для проведения сезонных полевых работ уже в текущем году. По той же причине президент Владимир Путин поручил производителям горючего обеспечить аграриев нужными объёмами, а нескольким ведомствам – проконтролировать этот вопрос. Сейчас все запреты на экспорт вновь сняты.

В то же время, Новак признал, что оптовые и розничные цены на топливо в стране на сегодня остались стабильными, дефицит этой продукции на внутреннем рынке отсутствует, а её железнодорожные перевозки идут по графику. Ранее отсутствие проблем с запасами горючего подтвердили в Минэнерго и Росстате. В министерстве сообщили, что на 15 мая объёмы автомобильного бензина и дизтоплива на НПЗ и нефтебазах составили 2,1 и 3,4 миллиона тонн. По данным же ведомства, к концу апреля их производство в стране выросло на 4,5 и 3,7 процента или до 816,7 тысячи и 1,66 миллиона. Это, соответственно, на пять и 400 тысяч больше чем годом ранее. Причиной сохранения таких высоких запасов стало оперативное проведение ремонтных работ после разрушения нефтеперерабатыващей инфраструктуры украинскими дронами.

Напомним, что «серым» экспортом нефтепродуктов называется неучтённый вывоз за границу тех их объёмов, которые ранее закупались на бирже и за которые из российского бюджета выплачен демпфер, по более высокой стоимости чем они закупались. В свою очередь, демпфер – это доплата нефтяникам компенсаций в случае, если экспортная цена на топливо превышает фиксированную на внутреннем рынке, составляющую 55,2 тыс. и 52,25 тысячи рублей за тонну для бензина и дизтоплива соответственно. «Серый» экспорт топлива стал одной из причин, по которой осенью прошлого года на российском рынке резко выросли цены на топливо и даже наблюдался его локальный дефицит. Для борьбы с этой незаконной практикой была повышена пошлина на нефтепродукты с 20 до 50 тысяч рублей. Также приняты и другие меры для стабилизации цен и предложения топлива. Например, увеличены нормативы поставок автомобильного бензина пятого класса и дизельного топлива на биржу с ранних 13 и 9,5 до 15 и 12,5 процентов соответственно. Продажа топлива на бирже позволит независимым автозаправкам закупать его по рыночным ценам и тем самым избежать монопольного ценового сговора. А увеличение её доли повысит предложение горючего на российском рынке. Также возвращён старый коэффициент для компенсаций нефтяникам (1 вместо 0,5). Это акциз, который возвращается производителям этой продукции в виде компенсаций разницы между средней экспортной ценой на нефть и стоимостью бензина или дизельного топлива на внутреннем рынке. Помимо их поддержки, эта мера должна была обеспечить разумные цены. Отслеживать их было поручено ФАС. Также президент Владимир Путин попросил подготовить и согласовать новые меры по стабилизации цен на продукцию и обеспечения ей российских аграриев достаточными на оставшийся осенний период прошлого и зимний период текущего года.


Комментарии (0)