Опубликовано 13.08 12:55

Конный спорт - лекция 6

В Республике Казахстан и Республике Тыва Российской Федерации созданы благоприятные условия для развития физкультуры и спорта, которые стали важным средством воспитания молодежи здоровья людей. Конный спорт является неотъемлемой частью физкультурного движения. Конный спорт сыграл большую роль в воспитании многих отважных спортсменов, которые в грозные годы Великой Отечественной войны геройски сражались в рядах советской кавалерии против немецко-фашистских оккупантов. Многие из них в условиях мирного довоенного времени были талантливыми всадниками, организаторами конного спорта в добровольных спортивных обществах

Конный спорт доступен для любого человека независимо от его положения в обществе. Необходимо активизировать работу конноспортивных секции в хозяйствах, при ипподромах, государственных заводских конюшнях, в высших и средних сельскохозяйственных учебных заведениях, а также улучшать селекционно-племенную работу в спортивном коннозаводстве. Это открывает новые возможности для дальнейшего развития Казахстанского конного спорта в условиях города и сельской местности.

Возрастающая численность лошадей, большое разнообразие конских пород, наличие государственных конных заводов, ипподромов, конеферм, хорошие традиции существующих конноспортивных школ, возглавляемых опытными специалистами и руководителями, являются залогом дальнейшего развития конного спорта, совершенствования методов тренировки лошадей и повышения мастерства казахстанских всадников. Конный спорт является многообразным по форме.

Последовательно проводимая национальная политика открыла простор для проявления творческих сил и таланта всех народов нашей страны. Она создала единую социальную основу для развития и расцвета многонационального искусства верховой езды. Конный спорт – это искусство верховой езды, в которое каждый народ, каждая эпоха вносили нечто свое, соответствовавшее обстоятельствам жизни и быта народа, особенностям исторической эпохи и социальных условий жизни общества. Богатое по многообразию форм, оно является отличным средством физического развития человека, вырабатывающего у него смелость, силу, ловкость, хорошее здоровье, повышающее долголетие.  Искусство верховой езды вобрало в себя все лучшее, что было создано прошлыми поколениями людей. Это искусство состоит в том, чтобы прочно, непринужденно и красиво держаться (сидеть) в седле, сохранять равновесие, правильно управлять лошадью в зависимости от условий, обстановки внешней среды, рельефа местности и других факторов.

Хороший всадник должен одинаково уверенно чувствовать себя в седле на любой лошади, в закрытом манеже, в поле, при преодолении препятствий, в процессе соревнований по выездке, в скачке, конном пробеге и.т.п. Искусство верховой езды приобретается постепенно, в результате правильного и систематического обучения всадника под руководством опытного тренера-педагога. Одним из наиболее важных элементов успеха обучения всадника верховой езде является наиболее ранее его начало. Этому могут способствовать детские и юношеские школы верховой езды и так называемые пони-клубы, которые в очень многих странах получают все более широкую популярность и признание.

Процесс подготовки всадника будет идти успешнее, если он сначала хорошо научится выполнять более простые приемы, а затем переходить к более сложным, но при условии, что правильно усвоил простые. Обычная верховая езда не требует от всадника такого большого искусства, как современные виды конного спорта: выездка, конкуры, троеборье, стипль-чезы, конные пробеги и другие.

6.1 Классические виды конного спорта

Выездка. В термин «выездка» вкладывается различное понятие. В прошлом в советской кавалерии под выездкой понималась выработка у молодой лошади необходимых двигательных рефлексов и ликвидация нежелательных (вредных), снижающих успех ее использования под седлом. Выездка преследовала цель общефизического развития молодой лошади, укрепления ее организма, выработки у нее правильных реакций на средства управления всадника, позволяющих успешнее использовать ее под седлом. После этого начиналась специализация лошади в определенном виде конного спорта. В настоящее время в термин «выездка» вкладывается понятие о целом, самостоятельном виде конного спорта, который входит в программу современных Олимпийских игр. В прошлом у нас в стране этот вид конного спорта называли высшей школой верховой езды. Соревнования по выездке (высшей школе верховой езды) требуют выработки и закрепления у лошади необходимых и четких двигательных рефлексов в целях успешного выполнения различных сложных упражнений (перемена конечностей на галопе, боковые прижимания, осаживание, пирует, пассаж, пиаффе и другие), а также сохранения строго определенного положения головы, шеи, корпуса на всех и особенно на сокращенных аллюрах. При этом за всякие отклонения от установленных правил, оценка выступления всадника снижается. В процессе соревнований по выездке у всадника должна быть очень тонкая связь с лошадью, чего достигают длительной тренировкой и правильным использованием средств управления. (рис. 6.1.).

Начало выездки как искусства высшей школы верховой относится к IV-V в. до н.э. Впервые она, очевидно, получила развитие у греков, которые уделяли ей большое внимание и были законодателями конных испытаний в период древних Олимпийских игр. Иппологии и искусству верховой езды посвятили свои труды Гиппократ, Аристотель, Геродот, а книга греческого генерала Ксенофонта «Гиппика и Гиппарх» сохраняет свое значение до сих пор.

В последствии выездка как искусство верховой езды развивалась спорадически в разных странах и достигала разного уровня. В средние века выездка всюду пришла в упадок и лишь в эпоху Возрождения получила новое начало. С конца XVII столетия она стала приобретать современные, свойственные ей черты лица. В начале ХХ в. выездка получила дальнейшее развитие в связи с введением конных соревнований в программу Олимпийских игр.    

В прошлом соревнования по выездке считались сугубо мужскими. С середины ХХ в. в них стали принимать участие и женщины. Соревнования по выездке проводятся по строго установленным правилам в открытом или закрытом манеже размером 60-20м. Выступление всадников и характер движений лошадей оценивают пять арбитров, результат устанавливают по сумме баллов всех судей. Советские всадники впервые в международных соревнованиях по выездке выступили в 1952 г. в Хельсинки на XV Олимпийских играх  и с тех пор регулярно принимают участие во всех крупнейших международных соревнованиях.

В 1960 г. на XVII Олимпиаде в Риме чемпионом по выездке впервые стал советский всадник Сергей Филатов на Абсенте ахалтекинской породы. В 1968 г. в Мехико олимпийским чемпионом стал по выездке, снова стал представитель СССР Иван Кизимов на коне украинской породы Ихоре, а советская команда была удостоена серебряной медали. На ХХ Олимпийских играх в 1972 г. в Мюнхене команда советских всадников (Е. Петушкова, И Кизимов, И. Калита) поднялись на высшую ступеньку пьедестала Почета; на олимпиаде-80 в Москве это повторили Ю. Ковшов, В. Мисевич и В. Угрюмов. Они выступали на лошадях украинской породной группы Игроке, Плоте, Шквале.

Преодоление препятствий – конкуры. Соревнования по преодолению препятствий являются наиболее популярными среди других видов конного спорта. Этому в значительной мере содействует то, что правила их проведения предельно ясны и результат выступления всадника легко воспринимается любым зрителем. Зритель может легко оценить и сопоставить результаты выступлений различных спортсменов, не дожидаясь официальных сообщений комментаторов.

Соревнования по преодолению препятствий берут свое начало в середине XIX столетия. Первое официальное соревнование было проведено в 1866 г. в Париже. Позднее конкурсы начали проводиться в Англии, США и других странах. Первые международные соревнования по преодолению препятствий состоялись в Лондоне в 1907г., а в 1912 г. этот вид соревнований был включен в программу современных Олимпийских игр. История соревнований по преодолению препятствий в нашей стране берет свое начало с конца XIX в. Русские всадники уже в 1911 г. были победителями на крупных международных соревнованиях в Англии, а в следующем году выиграли кубок Канады, кубок Нации, и Золотой кубок короля Георга IX (рис 6.2.).

Соревнования по преодолению препятствий начали широко проводиться после 1917 г. в кавалерии и добровольных конноспортивных организациях. С 1952 г. советские всадники стали регулярно принимать участие в различных международных соревнованиях по преодолению препятствий, число которых увеличивается из года в год (табл. 6.1). В 1958 г. мастер спорта Э Шабайло на жеребце бостон украинской породе в Гамбургском Дерби занял второе место, не совершив ни одной ошибки. Его имя занесено в специальную книгу Почета Гамбургского Дерби.

В 1959 г. в Париже во время Всемирной конской выставки на соревнованиях по преодолению препятствий, в которых участвовали все лучшие всадники мира, кубок Нации выиграли советские спортсмены. Успешно выступали советские конкуристы и в других международных соревнованиях по преодолению препятствий. Триумфальной победой закончилось выступление советских конкуристов на XXII Олимпийских играх в Москве, на которых они выиграли олимпийский приз Нации, за что были удостоены золотых медалей. Соревнования по преодолению препятствий по правилам ФЭИ и в зависимости от трудности (размер препятствий, сложность паркура) делятся на следующие категории (классы) (табл. 6.2):

Ежегодно проводится чемпионат СНГ по преодолению препятствий, в котором участвуют лучшие всадники и лошади из всех союзных республик и городов Москвы и Ленинграда. Победитель в этих соревнованиях получает Золотую медаль и звание чемпиона СНГ. В соревнованиях по преодолению препятствий за допущенные ошибки всаднику ставятся штрафные очки: за разрушение препятствия или попадания конечностей лошади в канаву – 4 очка, за отказ лошади от прыжка в первый раз – 3 очка, во второй – 6, а в третий – исключение из соревнований, за падение всадника – 8 очков. Периодичность проведения чемпионатов по конному спорту приведена в таблице 6.3.

Победитель в соревнованиях определяется по наименьшему числу штрафных очков. Если число очков одинаково, назначают перепрыжку при увеличении высоты препятствий. Соревнования по преодолению препятствий требуют от всадника высокого спортивного мастерства и отличной подготовленности лошади. Установлено, что они оказывают значительное воздействие на спортивную лошадь и требуют от нее не только высокой техники прыжка, но и широких функциональных возможностей организма, который должен быть адаптирован к этим нагрузкам. Поэтому процесс тренировки конкурной лошади не может ограничиваться одними лишь прыжками, а должен включать работу на разных аллюрах, обеспечивающие развитие сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, мышечного аппарата и других органов и систем.

Троеборье. История троеборья связана с историей кавалерии, которая требовала от солдат и офицеров готовности и умения быстро скакать верхом на коне по пересеченной местности, изрытому снарядами полю, преодолевать встречающиеся на пути препятствия, участвовать в одиночном и групповом сражениях.

Комбинированные конноспортивные соревнования (троеборье) начали широко проводиться в конце XIX столетия во многих странах мира. В 1912 г. троеборье было включено в программу Олимпийских игр, к участию в котором допускались лишь офицеры и лица, находящиеся на действительной военной службе в армии.  С 1920 г. к комбинированным конноспортивным соревнованиям стали допускать всех мужчин, а с 1956 г. это право получили и женщины, которые теперь с успехом участвуют в различных международных соревнованиях наравне с мужчинами. Троеборье включает в себя соревнования по выездке (первый день), полевые испытания (второй день) и конкур-иппик – преодоление препятствий (третий день).

Выездка (первый день) состоит из 20 различных упражнений средней трудности. Она требует от всадника умения продемонстрировать послушание лошади и правильность ее движений на всех аллюрах. Соревнования по выездке проводятся на открытом манеже (размером 60-20 м) по установленной программе и оцениваются тремя судьями в соответствии с правилами ФЭИ.

Полевые испытания (второй день) состоят из четырех различных по величине дистанции и сложности следующих друг за другом отрезков. Они имеют проверить подготовленность лошади к движению по пересеченной местности.

6.2 Национальные конноспортивные игры

Среди многочисленных видов конного спорта, распространенных в большой популярностью у населения пользуются народные конноспортивные  игры. Они – наиболее  массовые и увлекательные виды конного спорта среди народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана.     Массовые распространение этих игр объясняется тем, что они возникли в глубокой древности и стали близки к жизни народа, широко доступны для любителей конного спорта всех возрастов, не требуют лошадей высокого спортивного класса и больших затрат. Их можно проводить непосредственно в хозяйствах, на стадионах и ипподромах. Народные конные игры нашли свое отражение в народном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках и музыке. Они – неотъемлемая часть многих торжеств и праздников, хорошая школа в подготовке спортсменов к классическим видам конного спорта. В Казахстане неизменным успехом у населения пользуются живые динамические игры кыз-куу (догани девушку,)  аламанбайга (скачка на длинную дистанцию), сайс (борьба на лошадях), кокпар (борьба всадников за тушу козла) и др.

В  Грузии наиболее массовыми и увлекательными считаются джигитовка, цхенбурти (игра ракетками в мяч), иссинди (бой всадников дротиками), тарчия (игра на ловкость и послушность  лошадей), тенге-лю (подъем платков с земли), кабахи (стрельба из лука со скачущей лошади в цель, укрепленную на высоком столбе).

В Киргизии, Азербайджане и Таджикистане любимы конных игры –кыз-кумай (аналогично игре кыз-куу), содарым (анологично игре сайс), сюр-папах (подними папаху), папах-оюну (отними попаху), човган или конное поло (подобно игре хоккею с мячом),  коргажарыс или джорга-салыш (состязание на иноходцах).

В результате двадцатилетнего обмена опытом на всесоюзных конноспортивных соревнованиях многие народные конные игры, распространенные ранее в других республиках и регионах страны, стали достоянием конников нашей республики. В ходе этих соревнований выявились свои чемпионы, ежегодно показывающие высокое мастерство.

Казахстан располагает большими возможностями культивирования национальных конных игр. Этому способствует высокое качество пород и большая любовь народа к конному спорту.

В прошлом национальные конноспортивные игры проводились без особых регламентирующих правил: участники руководствовались старыми традициями, которые были не одинаковыми для разных регионов страны. В настоящее время, в связи с включением этих игр в программы многих соревнований, выработаны единые правила.

Догони девушку (кыз-куу, кыз-кумай) относится к числу наиболее интересных и своеобразных видов конных игр, имеет большую популярность среди молодежи. Игра проводится на ровной дорожке длиной 400-500м и шириной 30-40м, в качестве которой может служить прямая скаковая дорожка перед трибунами ипподрома или другая ровная местность. В конце дистанции устанавливают флаг, обозначающий поворотно-контрольный пункт. В игре участвуют несколько пар (всадник и всадница), которые по сигналу судьи выстраиваются на стартовой линии. Со старта участники скачут резвым галопом одновременно, джигит должен на скаку догнать и поцеловать девушку. Если ему не удалось этого сделать, то на обратном пути она догоняет его и наказывает ударами плети (камчи). В другом варианте игры джигит должен догнать девушку в первой половине пути и на скаку сорвать с ее левой руки цветной платок или шарф. В противном случае на обратном пути девушка стремится наказать джигита плетью.

Для победы в этой игре большое значение имеет резвость лошади умение всадников быстро брать старт и прекрасно управлять животным, так как в оба конца дистанции приходится скакать резвым галопом. Обычно выигрывают кыз- куу те всадники, которые имеют лошадь верховога типа с легко возбудимым темпераментом, способную к очень резкому броску на короткое расстояние: всего в 250-300 м. для юноши и 3-4 м. для девушки (рис. 6.3.).

Результаты игры оцениваются артистичностью исполнения, уменем управлять  лошадью, резвостью прохождения дистанции, национальной нарядностью костюма. Зачет соревнований-лично-командный, от каждой команды выступают 2-3 пары.

Борьба всадников за тушу козла (кокпар)- одна из излюбленных групповых казахских и киргизских игр. Она требует от джигита силы, выносливости, смелости, ловкости, умения ориентироваться в создавшейся обстановке, проверяет выносливость, быстроту, резвость лошадей и степень их тренированности. В игре участвует две  по 5-10 человек и больше. Проводится она на ровном поле или площадке с мягким грунтом длиной 300-400 м. и ширеной 20-30 м. На противоположных границах площадке устанавливаются ворота, а по середине размечается круг диаметром 3 м., в центре которого перед началом игры кладут тушу козла (улак), без головы и с отрезанными по запястные и скакательные суставы конечностями.

На расстоянии 10м. в обе стороны от центра круга отмечается линия старта, у которой выстраиваются играки обеих команд. Лошади джигитов должны быть подковоны гладкими подковами без шипов. По сигналу судьи капитаны обеих команд выезжают в круг, приветствуют друг друга и начинают борьбу за овладение улаком.

При подхвате улака с земли одним из капитанов в игру вступают все участники. Джигиты из другой команды противодействуют уносу туши. В ходе игры участникам разрешаются отбирать улак у противника, передавать или перебрасывать еге партнерам по команде и поднимать козла с земли. Камчой резрешается пользоватся только для посыла своего коня. При выносе улака  за боковую линию объявляется аут, после чего улак возвращается на площадку и игра продолжается, а при падении   лощади или всадника игру останавливают. Продолжительность игры 15 минут. Если команды по истичении времении не добились успеха, дается еще 15 мин. дополнительно, а если и после  этого победитель не определился назначается 10 минутное единоборство между двумя участниками (рис. 6.4.).

При кокпаре от лощади требуется большая сила и исключительная выносливость, способность уверенно стоять на ногах, когда ее седок вырывает тушу козла у соперника,  в то же время необходимо и хорошая резвость для того, чтобы быстрее уйти от преследователей. Более подходящее для этого лошади большой широкотелостью, хорошо развитой мускулатурой сухожильно-связочного аппарата и костяка, с энергичным темпераментом и резвым галопом. Чаще всего такими качествами обладают казахские и киргизские  лошади улучшенные верховыми породами.

Во время игры запрещается поднимать лошадей на дыбы, с разгона бить грудью своей лошади противника, привязывать взятый улак к своему седлу или захватывать его ремнем, наносит удары по участникам или их лошадям, выезжать с призом за пределы поля, брать за повод лошадь игрока другой команды, использовать в игре злобных лошадей, продолжать борьбу, когда улак занесен в ворота. Зачет в игре лично-командный, победа достается тому, кто в установленное время большее количество раз принесет и бросит в свои ворота тушу козла. В 1911 году победителем среди команд Казахстана были спотртсмены Жамбулской области.

Борьба на лошадях (сайс) игра, широко распространненая в Средней Азии и Казахстане, требующая от всадников большой физической силы,  прочной посадки в седле и ловкости в сочетании с умелым управлением конем. Соревнования могут быть личными и командными на ровной площадке длиной 50 м и шириной 25м, продолжительность 15 мин. Все участники группируются на три весовые категории: легкий - до 65 кг. , средний - 80 и тяжелый вес - свыше 80кг. В играх участвуют всадники не моложе 18 лет.

Для игры особенно хороши донские, кушумские, кустанайские и новокиргизские лошади, обладающие хорошей поворотливостью, приземистостью, крепкими конечностями, приученные к конной борьбе. Руководит соревнование главный судья, по его сигналу начинается схватка (рис. 6.5.).

Победа присуждается борцу, свалившему противника с седла. Если в течение игрового времени ни один учвстник не добьется победы, то после трехминутного перерыва назначается дополнительное время - 5мин. Если по истечении времени ни один из участников не добьется победы, победителем становится борец, применивший более разнообразные технические премы и проявивший большую активность и сноровку. За чистую победу засчитывается 3 положительных балла, за активную борьбу - 2 балла, за пассивность в борьбе вычитается 1очко.

Игрокам запрещается наносить удары противнику или его лошади, хватать противника за голову или за сбрую лошади, набрасывать повод лошади на противника.

Скачка на длинную дистанцию (байга) – одна из наиболее популярных игр в Казахстане и  Киргизии.

Она проводится по прямой так, чтобы старт и финиш были в одном месте. Это важно для показа зрителям начала и завершения игры. Можно ее проводить и на ипподроме, по замкнутому кругу. Дистанция соревнования устанавливается в зависимости от возраста и подготовленности лошадей на 5,10 или 15 км (рис. 6.6.).

В байге от лошади и наездника требуется исключительная выносливость, поскольку им предстоит преодолеть в кратчайшее время большое расстояние

В соревнованиях участвует только мужчины с 15 лет и старше. Количество участников различное – от 5 до 20. В соответствии с номерами (опредляемыми при жеребьвке) участники выстраиваются вдоль линии старта на расстоянии 30-50 м.от нее. Первый номер всадника становится слева по направлению дистанции, остальные – вправо от первого номера.  Каждый участник имеет номер из материи 15 см шириной и 20 см длиной, который прикрепляет к одежде на грудь и спину. Вместо седла коня снаряжают войлочном потником, узды без мундштуков. Старт для всех участников дается одновременно.  Победителем становится тот, кто первым будет на финише.

Состязание на иноходцах (корга-карыс, джорго-салыш). Участвуют женщина в национальных костюмах и особых головных уборах – саукеле, с красивыми драгоценными украшениями. Седло имеет мягкое сидение, плоские металлические украшения с орнаментом. Участвовать в игре могут и мужчины. Соревнование устраиваются по прямому направлению без поворотов или по кругу. Ширина дорожки зависит от количества участников. Расстоянии между участниками не менее 2м. При участии не более 10 человек игра проводится в один заезд, при большем количестве участников все играющие делятся на группы. Результаты определяются  по одному лучшему каждом заезде. Преимущества отдается участнику, прошедшему дистанцию  с меньшим временем.

Всю дистанцию лошади должны проходить только иноходью, при срыве инноходье – жорга-1раз- участник получает 1 штрафное очко, и к показанному им времени добавляется 10 с; при срыве инноходье второй раз участник получает 2 штрафных очка и к показанному времени добавляется 20с; за срыв иноходи третий раз джигит получает 3 штрафных очка и к показанному времени добавляется 30с. Участник, допустивший свыше трех сбоев, исключается из соревнований. Победитель определяется по резвости прохождения всей дистанции инноходью.

Джигитовка – один из самых популярных видов коннноспортивных соревований, широко распространен в Кавказе и на Дону. Это игра связана с выполнением сложных гимнастических упражнении, выполняемых всадником на быстро скачующей лошади. Джигит демонстрирует свою ловкость в исполнении различных аккробатических  приемов на лошади. При соревновании скорость движении лошади должна быть не менее 400 м в минуту, дистанция – 200-300м.

Наиболее распространненые упражнения при джигитовке-темповка или толчки, ножницы, стойка ногами в седле, поднимание с земли различных предметов (по грузински тенге-лю) и др.

Темповка или толчки – из положения сидя в седле всадник должен перенести правую ногу через шею лошади, резко опуститься на землю, оттолкнуться и затем в полете, повернувшись лицом к лошади, забросить ноги в другую сторону седла и лечь на бедро.

«Ножницы» - из положения сидя в седле с упором руками в переднюю луку всадник подняв при этом ногу над крупом лошади. Затем скрестить их таким образом, чтобы, опустившись в седло, сесть лицом назад. Аналогично выполняется это упражнение с поворотом вперед. В этом случае скрещивание ног выполняется над шеей лошади.

Джигитовка может проводиться также группами. Наиболее распространенные при этом упражнения подъем платков с земли, «пирамида», «подъем и вывоз раненого» и др.

Подъем платков с земли -требует от всадника прочности посадки в седле, ловкости и умения управлять конем.

По условиям игры на дистанцию 300м и по прямой раскладывают небольшие цветные платки или какие-либо мелкие предметы, первый в 50м от старта, а остальные-через каждые 20м друг от друга. Всадники на галопе должны подобрать с земли платки или мелкие предметы. Победителем считается всадник, поднявший ноибольшее число платков и резвее всех прошедший дистанцию.

За каждый поднятый платок всаднику начисляется 1 балл, а за резвейшее прохождение дистанции-4 балла. Всадник, прошедший дистанцию тише остальных участников, штрафуется 4 баллами, которые вычисляются из общей суммы положительных баллов. Зачет игры лично-командный, в команде три всадника.

Разучивание упражнений джигитовки необходимо начинать с простейших элементов на стоящей лошади. По мере овладения приемами на стоящей лошади следует переходить на движение шагом, затем рысью и галопом.

Существует и другой вид гимнастика на лошади-вольтижировка, которая заключается в выполнении самых разнообразных гимнастических упражнений на бегущей по кругу на корде лошади. Вольтижировка вырабатывает у всадника крепкую и уверенную посадку, развивает чувство равновесия и быстроту реакций. Для занятий вольтижировкой необходимо специальное седло с двумя ручками впереди и с двумя  петлями сзади.

Соревнования по вольтижировке входило в программу первенства СССР и союзных республик по конному спорту.

Игра в мяч цхенбурти, чоганбурти - любимая игра грузин. Она проводится на ровной прямоугольной площадке длиной 150-300м и шириной 75-120м, на противоположных конец ее устанавливаются ворота шириной 10м. В игре участвуют 2 команды, в каждой по 6 всадников: вратарь, два защитника (левый и правый) и три нападающих  (левый, центральный и правый). Участники игры имеют чогани (ракетки с удлиненной рукояткой), которой они подхватывают небольшой резиновый мяч и стремятся пронести его в ворота противника. Все игроки могут свободно передвигаться по игровому полю, гонять мяч по земле, подбрасывать его в воздух и посылать в любом направлении. Мяч, выбитый за пределы площадки, считается в ауте и выбрасывается оттуда командой, не сделавшей аута. Игра начинается с центра поля и возобновляется с этого места после каждого забитого мяча.

Игра проводиться в 2 тайма, по 10 мин каждый  (с перерывами в 10 мин), после чего команды обмениваются местами. В случае, если мяч попадает под ноги нескольким игрокам  и создается угроза несчастного случая, судья приостанавливает соревнование. Победившей считается команда, забившая наибольшее количество мячей в ворота противника. Если по истечении времени победитель не будет выявлен, судья назначает дополнительное время.

Участникам игры запрещается ударять чоганами по чоганам противника, бить чоганами по лошади и по противнику, сбивать с хода лошадь противника. За нарушении правил и грубость судья назначает штрафной удар. В воротах в это время  находиться только вратарь. Судья имеет право удалять с игрового поля провинившегося игрока вплоть до окончания игры. Игру судят: старший судья, два боковых судьи, да судьи у ворот и секундометрист.

Бой всадника дротиками (иссинди, джириты) – древняя грузинская игра. Победа достается тому, кто ловко и умело управляет конем и более точно мечет в противника дротика. Соревнования проводятся на равной прямоугольной площадке или прямой скаковой дорожке ипподрома (длиной 110м). По обе стороны и от конца площадки на расстоянии 15м намечается стартовая линия с поворотным флагом. Расстояние между стартовыми линиями – 80 м. В игре участвуют две команды по 6 человек. Всадники вооружаются иссенди (легкое металлическое копью длиной 120-150см с предохранительным резиновым наконечником). Игра проводиться в 2 тайма, по 10 мин каждый, после первого тайма команды меняются местами. Команда, начинающая игру, посылает на поле одного игрока который            пересекает стартовую линию противника и мечет копье, стремясь поразить всадника (или его лошадь) из команды противника, выехавшего ему навстречу, затем, обогнав поворотный флаг, галопом скачет обратно. Противник по сигналу судьи на старте начинает преследовать и, в свою очередь, стремиться поразить его копьем (иссинди). Подскакав к стартовой линий противника, он тоже объезжает повортотный флаг и поворачивается обратно в преследовании очередного игрока, котрый также старается поразить его.

Таким образом в течение одного тайма все игроки обеих команд по одному разу выполняют обязанности преследующего и преследуемого. Во втором  тайме игру начинает другая команда. В каждом тайме всадник имеет право метать только один дротик. За попадание копьем в противника игрок получает 2 балла, за попадание в лошадь – 1 балл. Если преследуемый всадник сумеет схватить в воздухе брошенное в него копье, ему дополнительно  засчитывается 2 балла.

За нарушение всадниками боковой линии начисляется 1 штрафной балл (за обход стартового флага – 1, за удар копьем, держа его в руке без броска, - 1, и за стартовую  линию противника – 2 балла).

Если по истечении игрового времени победитель не будет выявлен, после 10-минутного перерыва назначается дополнительное время, не более 5 мин.

Тарчия – грузинская игра, разыгрывается на площадке 50х100 м в течение 3-5 ми. В ней участвуют четыре всадника, один из которых выбирает судьей одну из присутствующих девушек. Она по своему желанию прикрепляет к воротнику рубашки (левому или правому плечу) или на руку участнику яркий цветной платок. Получивший платок – тарчия и остальные три джигита разъезжаются в противоположные стороны на расстояние друг от друга не менее чем на 100м. Затем по сигналу девушки-судьи они преследует наездника, у которого находится платок, стремясь сорвать его. В свою очередь обладатель платка должен, обходя их, вручить платок девушке. Если это ему удается, то он становится победителем, и девушка награждает его призом. Если платок отобран другим игроком, то игра приостанавливается, а он становится новым тарчия. Игра прекращается или с момента возвращения платка девушке-судье, или по истечении обусловленного времени.

Соревнования могут проводиться и между командами. В этом случае одна из команд (определяется жеребьевкой ) выставляет тарчия, а другая –ловящих всадников. Во время игры запрещается хвататься руками за одежду всадника, за конское снаряжение, за лошадь, наезжать на лошадь.

Кабахи – древнейшая грузинская игра, показывающая умение всадников метко поражать цель на скачущей лошади. Условия игры таковы: на площадке вкапывается шест высотой 6 м, на вершине которого становится кубок (чаша или мяч)диаметром 25см. Участники игры, вооруженные луками, пистолетами или двумя стрелами (или двумя дротиками), верхом на лошадях выстраиваются в 40-50 м от кабахи. Затем поочередно (что решается жеребьевкой) всадник на полном галопе скачет к кабахи и, приблизившись к ней, стреляет в установленную цель из лука (или бросает дротик). Каждый участник игры имеет право на два броска дротика. Оброненная на скаку стрела (или дротик) лишает игрока право на один выстрел. Побеждает всадник, сбивший цель на землю. В случае, победителей окажется несколько, между ними назначается дополнительный матч. Победивший всадник или команда награждается вымпелами, которые прикрепляются на луках.

Подними папаху, конный баскетбол (сюр-папах) – очень красочная и темпераментная азербайджанская игра, развивающая ловкость, быстроту реакции и требующая умелого управления лошадью, меткости броска и смелой джигитовки. Для игры отводится площадка длиной 150 – 200м и шириной 60 – 120м. В противоположных концах ее устанавливают столбы высотой 3м и кольцах наверху диаметром 50см. Вокруг каждого столба обозначается штрафная площадка радиусом 5м. Для игры берут папаху из бараньей шкуры с длинной шерстью, набитую опилками. В соревновании участвуют две команды по 6 игроком (четыре нападающих и два защитника, которые играют только на своей площадке).

Суть игры состоит  в том, чтобы при помощи умелых и ловких передач забросить папаху в кольцо противника. При падении папахи на землю ее может поднять с хода любой игрок.

Продолжительность игры два тайма по 10 мин, с такими же перерывами между таймами. После перерыва команда меняются местами. Игра начинается с центра игровой площадки и возобновляются с этого же места после каждой заброшенной папахи.

Участникам игры запрещается: передавать папаху из рук в руки без броска, выезжать за лицевую линию и выбрасывать папаху оттуда, задерживать папаху в руках более 4 с, переезжать за линию штрафной площадки противника, сбивать с хода лошадь противника, наносить удары по сопернику или его лошади. Заброшенная без передержки в руках с фронта папаха в кольцо дает один положительный балл, а заброшенная с тыла не засчитывается.

Поражение цели копьем или гранатой (низаки нетум, джамбы-атау) игра проводится на дорожке иподрома, на любом стадионе или ровной грунтовой дорожке. На площадке с интервалами в 25 м устанавливают 5 станков (высотой 2 м на которых размещают копье, мяч, кольцо диаметром 0,5 м, гранату и снова кольцо) . Между первым и вторым станком на земле ставят цель (чучело) для нанесения укола копьем. Участники игры ( 6 человек от каждой команды ) выстраиваются  в 50 м от первого станка. По команде судьи  джигиты поочередно пускают лошаей в галоп и подскакав к первому станку схватывают копье, которым наносят уколы по предмету на земле и мячу, после чего бросают копье в кольцо, со следующего станка берут гранату и бросают ее в последующее кольцо. Очередность выступления команды определяется жеребьевкой.

Время прохождения дистанции учитывается по секундомеру, который включается судьей в момент взятия всадником  копья и выключается после выполнения последного задания.

Победа присуждается команде, набравшей наибольшее число очков  за чисто пороженные цели и лучшую резвость. Цель считается пораженной чисто если до нее дотронулся боевой конец копья. Всадник, перешедший на дистанции с галопа на рысь или сделавший остоновку перед хваткой копья, гранаты или перед броском, выбывает и соревнования.

Отними папаху (папах- оюну) – веселая, шуточная азербайджанская игра. Суть ее заключается в том,  что каждый участник, стараясь сохранить свой головной убор, пытается отнять его у соперников. В игре участвуют 5 всадников и одна всадница, которая иееет право  отнимать папаху у всех участников игры, а ее головной убор никто не имеет права похитить. Игра проводится на ровной площадьке, на скаковой дорожке ипподрома длиной не менее 200 м, продолжительность 10 мин. Здесь оценивается ловкость участника, уменье смело управлять лошадью и артистичность исполнения.

Зачет лично- командный. Всадник, сохранивший свою папаху и отобравший у участников две, получает один балл.

В ходе игры запрещается устраивать помехи при подъеме папахи с земли, толкать лошадей противника, ездить шагом.

Конное поло (човган или гут-бози) -    старинная игра азербайджанцев и таджиков. Под  названием конного поло получила широкое распространение во многих странах мира. Игра проводится на площадке (желательно травяной)  длиной 105-200м и шириной 60-120 м. На противоположных концах ее устанавливают ворота шириной 30 м, со штрафной площадкой в виде полукруга радиусом 3 м.

Играют деревянными клюшками и мячами (у таджиков клюшка в виде косой крестовины, у азербайджанцев в виде чабанской черлыги). Можно пользоваться клюшками для травяного хоккея, а также молотками крокета с удлиненными рукоятками.

Контрольные вопросы.

1.Расскажите об  истории развития и современном состоянии конного спорта.

2.Какие виды классического конного спорта Вы знаете?

3.Что такое троеборие?

4.Перечислите наиболее популярные конные игры.

5.Как выбрать хорошую лошадь для конного спорта?

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимбеков Б.Р., Муслимов Б.М., Акимбеков А.Р.и др. Коневодство (на казахском языке). ТОО «Костанайполиграфия», 2007-255 с.

2. Акимбеков А.Р., Баймуканов Д.А., Юлдашбаев Ю.А., Демин В.А., Исхан. К.Ж. Коневодство (ISBN 978-5-906923-27-1). - Москва: КУРС: ИНФРА-М, 2018. – 400 с.

3. Анашина Н.В., Гусев Ю.П., Ковешников В.С. и др. Справочник по коневодству.-М: « Колос», 1983-196 с.

4. Барминцев Ю.Н., Кожевников Е.В. Коневодство в СССР-М: «Колос», 1983-160 с.

5. Конный спорт (Под.ред. Эрика Эзе.-М:, «Физкультура и спорт», 1983-123 с.)

6. Красников А.С. Коневодство. - М., Изд. «Колос», 1973-311с.

7. Моторико М.Г., Нечаев И.Н., Федотов П.А. Коневодство Казахстана. Алма-Аты, «Кайнар», 1986-208 с.

8.Федотов П.А. Коневодство.-М: ВО «Агропромиздат», 1989. -271 с.

Лекционный материал подготовил:

Баймуканов Дастанбек Асылбекович
Главный научный сотрудник отдела животноводства, ветеринарии, анализа кормов и молока Товарищество с ограниченной ответственностью «Научно-производственный центр животноводства и ветеринарии», 010000 (Z10P6B8), Республика Казахстан.
г. Нур-Султан, ул. Кенесары, 40, офис 1505

Исхан Кайрат Жалелович
Заведующий кафедры физиологии, морфологии и биохимии имени академика Н.У. Базановой Некоммерческого акционерного общества «Казахский национальный аграрный университет», 050013, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. Абая, 28

Комментарии (0)