Регулирование цен на овощи может стать законом в России
Что общего у формулы, картошки и закона? Ответ - стабильность. Российский аграрный рынок всё ближе к внедрению новой системы, способной устранить ценовую лихорадку в сегменте овощей и картофеля. Речь о долгосрочных контрактах с формульным ценообразованием, механизме, который может стать обязательным. Поддержка аграриев уже есть, осталось закрепить инициативу на законодательном уровне. Что это даст рынку и к чему стоит готовиться?
Формула стабильности: как хотят изменить рынок овощей и картофеля
Меры по стабилизации цен на овощи и картофель обсуждаются давно, но сейчас вопрос вышел на принципиально новый уровень. По итогам совещания министра сельского хозяйства Оксаны Лут с представителями Минпромторга, ФАС, отраслевых союзов и бизнеса, Министерство сельского хозяйства заявило о возможном законодательном закреплении механизма долгосрочных контрактов с формульным ценообразованием.
Речь идёт о контрактах, где цена не фиксируется вручную, а рассчитывается по формуле, учитывающей интересы обеих сторон и производителей, и торговых сетей. Такой подход снижает ценовую волатильность и делает рынок предсказуемым. Этот инструмент уже используется в некоторых сегментах агропродовольственного рынка, и его распространение на овощи и картофель может стать серьёзным шагом к устойчивому развитию производства.
Поддержка со стороны производителей овощей уже получена. Это подтверждает, что бизнес готов к изменениям и ищет пути стабильного развития в условиях колеблющегося спроса и внешнего давления.
Механизм предполагает участие профильных ведомств в отслеживании и корректировке формул. Это означает, что речь идёт не просто о договорных отношениях между поставщиком и ритейлом, а о системной регуляции ценообразования.
Переход к формульным контрактам может помочь устранить перекосы, когда производитель несёт убытки из-за демпинга, а розничные цены продолжают расти. В таких контрактах учитываются сезонность, издержки на производство и логистику, погодные риски, что делает механизм гибким и отражающим реальные условия работы на земле.
Аграрии за: почему производители овощей поддерживают новую модель
Реакция со стороны производителей является ключевым индикатором реалистичности инициативы. В данном случае производители овощей выступили за внедрение механизма, что свидетельствует о его практической применимости и восприятии как решения давно назревших проблем.
Что даёт формульный подход самим аграриям? Прежде всего,предсказуемость дохода. Аграрный бизнес традиционно подвержен высоким рискам от погодных условий до скачков цен на топливо и семенной материал. Возможность заключать долгосрочные контракты на прозрачных условиях позволяет фермерам планировать посевную, логистику, инвестировать в расширение производства.
Кроме того, инициатива логично увязана с программами импортозамещения. Расширение использования отечественного посадочного материала должно сократить зависимость от внешних поставок, в том числе по цене. Это напрямую влияет на себестоимость овощей и картофеля, что также учитывается в формуле.
С другой стороны, увеличение предложения отечественной продукции при прочих равных будет способствовать естественному снижению цен на потребительском рынке. Важно, однако, чтобы этот процесс не обрушил рентабельность производства, ведь именно на это и нацелен баланс интересов в формульных договорах.
Таким образом, новая модель обещает не только стабилизацию цен, но и сохранение маржинальности агробизнеса. Это особенно актуально на фоне прошлогодних скачков цен на борщевой набор, когда производители нередко оказывались крайними в цепочке.
В сторону закона: что даст легализация механизма и кто будет за этим следить
Закрепление механизма формульного ценообразования на законодательном уровне выведет инициативу из зоны «доброй воли» в обязательную норму, что особенно важно для крупных сетей и системных производителей. Это усилит юридические гарантии и создаст единые правила ведения бизнеса для всех участников.
Такая мера означает, что долгосрочные формульные контракты перестанут быть прерогативой лишь передовых хозяйств или пилотных проектов. Они могут стать базовым форматом взаимодействия между аграриями и торговыми операторами.
Контроль за реализацией формульного подхода возьмут на себя профильные ведомства, в первую очередь Минсельхоз и, возможно, ФАС, которая традиционно курирует антимонопольную политику. Это необходимо, чтобы не допустить злоупотреблений, как со стороны поставщиков, так и со стороны торговых сетей.
Кроме того, легализация позволяет рассчитывать на более тесную интеграцию с мерами господдержки. Если механизмы контрактации будут встроены в условия получения субсидий или участия в программах обновления техники, это ускорит распространение нового подхода.
Стоит учитывать и долгосрочный эффект от увеличения производства овощей и картофеля. На фоне растущей продовольственной самостоятельности России, снижение зависимости от импорта и выстраивание сбалансированных логистических цепочек формируют внутренний устойчивый рынок, который меньше реагирует на внешние изменения.
Формула конечно не панацея, но это инструмент управления рисками, который позволяет учитывать реалии рынка, а не подгонять под них хозяйства. Если модель заработает, то Россия может получить стабильный овощной рынокс предсказуемыми ценами, рентабельными хозяйствами и прозрачной системой поставок.
Комментарии (0)