Опубликовано 01.08 07:00

Экспорт российской рыбы в страны БРИКС вырос в 1,5 раза

За три года поставки российской рыбы в страны БРИКС выросли в 1,5 раза, и это только начало. Несмотря на тарифные барьеры, конкуренцию с Исландией, Вьетнамом, Кореей и разницу в рыночных режимах, Россия уверенно закрепляется в экспортной карте стран с быстро развивающейся экономикой.

Рыбная волна: как Россия нарастила экспорт в страны БРИКС

С 2021 по 2024 годы Россия существенно увеличила поставки рыбы в страны БРИКС. Если в начале периода объем экспорта в это направление составлял около $2 млрд., то к 2024 году он достиг $3,1 млрд. Таким образом, рост составил 1,5 раза, и теперь страны БРИКС аккумулируют более половинывсего российского экспорта рыбы.

По данным Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), именно это направление становится наиболее перспективным для долгосрочной экспансии. Президент ВАРПЭ отметил, что по прогнозу Минсельхоза, к 2030 году поставки рыбы в страны БРИКС могут вырасти еще на 17%. Он назвал этот прогноз реалистичным и достижимым.

Причины роста очевидны, а именно расширение рыночного спроса в странах с бурно развивающимся населением и изменяющимися структурами потребления, наращивание логистических возможностей и фокус российских поставщиков на переработанную продукцию, а не только на сырье.

Растущий интерес к российской рыбе наблюдается в Бразилии, Индии и Египте. Китай, несмотря на масштабную конкуренцию, также сохраняет потенциал. Здесь ключевую роль играют не только объемы, но и возможности по созданию нишевых рынков, в частности в сегменте недорогой переработанной продукции.

Тарифный лабиринт: что мешает российской рыбе на глобальных рынках

Несмотря на рост экспорта, российские производители сталкиваются с системными ограничениями. Главная проблема кроется в неравных условиях доступа к рынкам стран БРИКС по сравнению с конкурентами. Как пояснил эксперт, высокие тарифные барьеры в совокупности с преференциями для других поставщиков нивелируют ценовые преимущества российской продукции.

Рассмотрим конкретные примеры:

-  Индия имеет соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли, благодаря которому снижены или полностью отменены пошлины на рыбу из Исландии и Норвегии.

-   Бразилия использует преференциальные тарифные режимы, предоставляя нулевые пошлины на филе хека из стран MERCOSUR (Аргентина, Уругвай, Парагвай, Боливия).

-   Китай применяет нулевые тарифы на поставки сельди и сардины иваси из Республики Корея, а также на пангасиуса из Вьетнама.

Таким образом, российская продукция оказывается в заведомо проигрышной позиции, особенно в тех сегментах, где цена играет решающую роль. Хотя отечественные производители продолжают искать ниши с более высокой добавленной стоимостью, без тарифной гармонизации даже самый качественный продукт проигрывает в конкуренции.

Отдельным вызовом является отсутствие единой политики тарифной координации внутри самого объединения БРИКС. Как отмечается, пока тарифные условия между странами участниками существенно различаются, и это тормозит взаимный рост торговых потоков.

Рыба и геополитика: БРИКС может стать центром нового мирового рыболовства

На последнем XVII саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро лидеры стран высказались за углубление торгового и экономического сотрудничества. В принятой декларации акцент сделан на продовольственную безопасность и справедливую торговую систему. В частности, лидеры поддержали развитие многостороннего сотрудничества и координации, а также укрепление роли ВТО в регулировании торговли.

Для рыбной отрасли это может означать качественный переход от двусторонних соглашений к полноценной внутрикоалиционной торговой политике. Сегодня на страны БРИКС приходится 18% мирового импорта рыбопродукции, то есть порядка $30 млрд. Это огромный рынок, и его участники уверены, что БРИКС может стать новой управляющей коалицией мирового рыбного хозяйства.

Но для этого нужно:

-  Устранение тарифной асимметрии между странами-участницами;

-   Создание единых или взаимно согласованных технических регламентов;

-   Развитие инфраструктуры для торговли переработанной продукцией;

-   Координация логистических и санитарных требований.

Примером может стать Китай, который благодаря упрощённым условиям сотрудничает с целым рядом стран. Однако если внутри БРИКС не будет общего подхода к рыночному доступу, экспортерам из России и других стран объединения придётся бороться не только с внешними, но и с внутриблоковыми барьерами.

Экспорт рыбы из России в страны БРИКС давно уже не просто торговая динамика, а индикатор глобальной перестройки в агропродовольственных отношениях. У России есть и ресурсная база, и перерабатывающая инфраструктура, и готовность к экспансии. Но без институциональной поддержки, тарифной гармонизации и политической воли со стороны БРИКС этот потенциал может остаться не реализованным.

В ближайшие годы борьба будет идти не за тоннаж, а за условия торговли, и чем быстрее БРИКС перейдёт от деклараций к реальным соглашениям, тем эффективнее сможет работать в роли новой силы на глобальном рынке рыбной продукции.


Комментарии (0)