Задача со звездочкой: перевозка крупного рогатого скота
Транспортировка скота – непростой процесс, хотя нередко фермер не уделяет ему нужного внимания. Каждая поездка требует тщательного планирования и соблюдения правил – только так можно снизить стресс у животных из-за жары, обезвоживания и «перенаселенности» грузовика. Помните: вы перевозите одушевленный груз – со своими особенностями, характером и реакцией на непривычные условия. Чем лучше вы подготовите скот, тем успешнее будет результат – вы же хотите доставить коров, телят или быков живыми и здоровыми?
Планирование поездки
Всегда давайте оператору перевозок максимально точную информацию о вашей партии груза: это помогает перевозчику распланировать поездку и подачу грузовика. Важно: будьте готовы прибыть к подаче грузовика вовремя. Непунктуальность повлияет как минимум на рабочие часы водителя, время доставки, а также на планирование следующего задания перевозчика. Обсудите план поездки с перевозчиком, приняв во внимание:
· продолжительность и географию поездки (например, общие дорожные условия, рельеф местности (холмистый или равнинный))
· класс скота, темперамент, размер, беременность, вес животных и их физическую форму
· погодные условия во время погрузки, транспортировки и разгрузки – жаркая сухая или холодная дождливая погода
· подъезд для грузовиков
Убедитесь, что перевозчику дали точные указания и оставили контактные номера телефонов. Проверьте, чтобы у грузовика было достаточно свободного пространства для маневрирования на скотопрогоне и доступ к пандусу. Убедитесь, что ваш пандус соответствует своему назначению. Перед началом перевозки желательно обсудить нюансы с перевозчиком и покупателем (если он известен).
Подготовка скота – корм и вода
· Общее правило для хорошей подготовки – обеспечить качественное сухое сено (более 10 МДж/кг сухого вещества и достаточное количество – 2–5% от массы тела в день) и чистую воду – как минимум за 24 часа до прибытия грузовика.
· Убедитесь, что у кормушек и поилок достаточно свободного места для всех животных, которых планируется погрузить.
· Летом обеспечьте доступ к свежей прохладной воде.
· Проверьте наличие достаточного потока воды и своевременность пополнения поилок. Доступ к поилкам – не менее 30 см на каждые 10 голов (3 см на голову).
· Для всех пород крупного рогатого скота – 20 см на голову в кормушках для сена.
· Скот обычно кормится в 8:00 и 16:00, поэтому убедитесь, что корм предоставлен животным до этого времени.
Подготовка скота – погрузка/разгрузка
· Чем больше скот перевозили в течение жизни, тем лучше он переносит транспортировку.
· Поддерживайте в преддверии транспортировки максимально возможный уровень погрузки/разгрузки – животные будут знать, чего ожидать, и будут меньше подвержены стрессу.
· Обсудите с транспортным оператором преимущества введения электролитов перед транспортировкой.
· Подготовьте и загоните в один загон скот схожих классов и размеров.
· Убедитесь, что животные, которых готовят к погрузке, подходят для транспортировки. Если сомневаетесь, не перевозите их.
· Убедитесь, что животные подготовлены лучшим образом, что документы оформлены, а помещения безопасны, исправны и готовы к прибытию грузовика для погрузки вашего скота.
Перевозка крупных животных
К перевозке особо крупного рогатого скота требования отдельные. Если вы хотите транспортировать крупный рогатый скот весом 800 кг и более (в состоянии готовности к убою):
· Оказывайте животным особую заботу во время транспортировки, особенно при длительных поездках в жаркую погоду
· Тяжелые животные, как правило, устают быстрее, чем легкие, и их необходимо осматривать/контролировать чаще, особенно при поездках длиной более шести часов.
· Скот может прилечь отдохнуть, если в кузове есть место – животному не грозит серьезная травма, если оно лежит на животе.
· Немедленно поднимите скот, если он лежит на боку.
· Скот может ненадолго лечь отдохнуть во время остановок водителя.
· Скот не следует оставлять лежащим в клетке более двух часов: иначе возникнут проблемы с кровообращением и мышечной тканью, а затем ему будет трудно встать.
Классы животных с наивысшим риском для транспортировки
Несколько типов скота представляют особый риск для транспортировки. В частности:
· Необработанный (необезроженный) скот.
· Любой скот, загруженный прямо из загона с сочным зеленым кормом. Риски здесь – повышенная вероятность поскользнуться и упасть, загрязнение шерсти во время обработки на бойне и высокий уровень сточных вод в клетке грузовика.
· Скот, купленный на рынке – когда животные длительное время имели доступ к воде, но не к корму
· Скот, с которым непосредственно перед прибытием грузовика и погрузкой обращались слишком плохо – обычно он находится в состоянии стресса, поэтому транспортировку переносит хуже.
· Коровы с плохим характером, которых перевозят на ногах – и с телятами.
· Группы необезроженных быков, которых недавно держали вместе – но времени для формирования социальной иерархии у них не было. Рекомендуется за неделю до перевозки загонять этих животных в загон, чтобы они освоились и начали есть качественное сухое сено.
· Выбракованные коровы часто в плохом состоянии, и им не хватает сил выдержать повышенный стресс при транспортировке.
Обратите внимание: не отлучайте отъемышей от матери прямо в кузов грузовика!
Перевозка на большие расстояния (> 2000 км)
Планы дальних перевозок определяются рядом факторов:
· часы работы водителя грузовика
· расположение скотопрогонов
· перевозка скота через границы регионов
· вид и породы животных
· класс скота
· расстояние
Рекомендуемая максимальная суточная норма перевозки – 850 км. Для таких длинных дистанций подходят спокойные породы – например, чистокровные коровы породы вагю на отъеме – они хорошо контролируются, темперамент у них ровный.
При перевозке на большие расстояния животных желательно грузить более свободно. Идеально – иметь в наличии качественное сухое сено и чистую свежую воду при разгрузке животных на скотопрогонах и в конечном пункте назначения.
На контрольных точках перевозки разгружайте скот и давайте ему отдохнуть. Убедитесь, что у скота достаточно места и времени для отдыха. Обычно сначала животные пьют, ложатся, а затем (через 3–4 часа) едят. Эти временные рамки нужно учитывать. Во время второй разгрузки скот можно выгрузить на 20–24 часа. Дайте животным восстановить уровень энергии и наесться, чтобы их рубец оставался активным и здоровым. Это способствует физиологическому восстановлению скота в конечном пункте назначения. Обратите внимание: упитанному и тяжёлому скоту нужно больше остановок на отдых, чем лёгкому.
Летом время погрузки при перевозках на дальние расстояния лучше всего назначать как можно раньше, используя более прохладные утренние часы.
В идеале нужно согласовывать остановки для отдыха и время работы водителя. Многие операторы дальних перевозок говорят: если водитель устал, то и животные тоже устанут. Необходимо уделять первостепенное внимание благополучию как водителя, так и животных.
При общении с оператором и подготовке животных к предстоящей поездке, как правило, применяется индивидуальный подход ко всем видам скота.
Опытный перевозчик сможет предоставить профессиональные рекомендации по подготовке ваших животных и укажет, где в течение поездки животные будут выгружаться и отдыхать. Нужно учесть:
· Прогноз погоды
· Места для кормления и отдыха животных
· Общую продолжительность поездки
· Место окончательной доставки – например, на откормочную площадку или ферму
Уделите внимание цели прибытия. Необходимо учитывать следующие факторы:
· Производительность: каковы будущие требования к продуктивности крупного рогатого скота при поступлении на откормочную площадку?
· Качество продукции: качество мяса важно, и ключевыми факторами являются минимизация потерь гликогена, которые могут привести к потемнению мяса, а также минимизация синяков во время перевозки.
· Благополучие и восстановление: необходимо сосредоточиться на хорошем восстановлении животных по прибытии, а не только на стоимости доставки.
Перевозка коров и телят
· Важно обеспечить наличие качественного сухого сена в загонах накануне погрузки. Лучше всего будет перед перевозкой держать и кормить коров с плохим темпераментом в загоне в течение недели, чтобы они лучше освоились и чувствовали себя комфортней.
· Как правило, рекомендуется оставлять коров и телят вместе на ночь, и отсаживать телят еще до прибытия грузовика. Раздельное содержание коров и телят помогает правильно подсчитать количество коров и телят в загоне при погрузке – как вместе, так и по отдельности.
· Уточните у перевозчика, как лучше разместить животных в грузовике: коров вместе с телятами или отдельно? В правильных условиях и при правильной плотности загрузки коровы и телята хорошо перевозятся вместе. Это помогает поддерживать водный баланс телят во время транспортировки, особенно при длительных переездах.
· У коров может быть более агрессивный материнский характер – они часто чувствуют себя счастливее и меньше подвержены стрессу, путешествуя с в одном загоне телятами.
· При движении по холмистой местности лучше содержать коров и телят отдельно.
Перевозка отъемышей
· Лучше всего провести отъем телят на пастбище, давая им качественное сухое сено и обеспечивая доступ к чистой воде как минимум за 14 дней до транспортировки.
· Не перевозите телят в кузове грузовика. Это неверная практика в животноводстве. Есть риск, что телята впадут в панику и задохнутся в незнакомой обстановке. Кроме того, они будут испытывать стресс от разлуки с матерью.
· Предоставьте качественное сухое сено (более 10 МДж/кг сухой энергии и достаточное количество 2-2,5% от массы тела в день) и чистую воду как минимум за 24 часа до прибытия грузовика.
· Планируя поездку вместе с оператором, учитывайте продолжительность поездки и погодные условия. Не перевозите отъемышей в сильный дождь.
· Экстремальные погодные условия – интенсивные осадки в сочетании с потоком воздуха через клетку при низких температурах могут усугубить холодную погоду. Они представляют повышенный риск, особенно для молодых животных.
Перевозка быков
· Чётко сообщите своему перевозчику вес и возраст быков для отправки.
· Чем меньше плотность размещения быков, тем лучше.
Социальная иерархия
Рассмотрите возможность размещения взрослых быков в загонах отдельно и обсудите это с вашим перевозчиком. В качестве альтернативы, обеспечьте, чтобы быки не менее 2–3 дней до погрузки содержались вместе. Чем дольше, тем лучше: это помогает им привыкнуть друг к другу и освоиться в загонах. Так они успеют выработать свою социальную иерархию, что, как правило, требует много физических усилий. Гораздо лучше, если это произойдет в загонах, чем в грузовике. В это время обеспечьте животных качественным сухим сеном и чистой водой.
Кондиция и здоровье
· Быки с опухшими почками для погрузки не подходят.
· Быки со значительной хромотой, которая влияет на способность ходить и стоять, тоже не подходят для погрузки: слишком велик риск упасть в грузовике.
· На плодовитость быков может повлиять перегрев. Во время транспортировки важно учитывать прогнозируемую температуру, циркуляцию воздуха и тень для быков.
Комментарии (0)