Россия переводит транспорт на газ
Россия выходит на новый этап в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры. Утверждённая Концепция развития рынка газомоторного топлива до 2035 года — это не просто набор целей, а стратегический ориентир, способный преобразить всю систему перевозок и технического оснащения страны. За каждым показателем стоит реальная работа от создания тысяч заправочных станций до перевода на газ сотен тысяч автомобилей, локомотивов, судов и сельхозмашин. Концепция открывает возможности для экономики и экологии, но вместе с тем требует глубокой экспертизы и координации действий.
Газомоторное топливо: государственный приоритет
Когда премьер-министр Михаил Мишустин объявил об утверждении концепции на совещании с вице-премьерами, он сделал акцент на том, что документ направлен на целый ряд изменений. Речь идёт не только об увеличении числа транспортных средств, использующих газомоторное топливо, но и о формировании современной сервисной и заправочной инфраструктуры. Дополнительной задачей стало улучшение экологической ситуации, что особенно актуально для крупных промышленных центров и городов с напряжённой транспортной системой.
Концепция учитывает два сценария развития — базовый и целевой:
- Базовый сценарий сформирован с учетом внешних вызовов и нестабильности мировых энергетических рынков;
- Целевой сценарий предполагает более благоприятные условия, при которых развитие рынка пойдет ускоренными темпами.
В основу документа положено восемь сегментов транспорта и техники: автомобильный, железнодорожный, морской и внутренний водный транспорт, сельскохозяйственная техника и оборудование, коммунальная и дорожно-строительная техника, специализированное карьерное оборудование. Их перевод на газомоторное топливо должен дать ощутимый экономический и экологический эффект.Именно на этом акцентировал внимание премьер-министр, заявив, что все меры позволят расширить внутренний спрос на природный газ и создать новый сегмент экономики, который, в свою очередь, улучшит качество жизни граждан.
Особое значение концепции подчёркивает Виктор Зубков, председатель совета директоров ПАО «Газпром». По его словам, принятие этого документа — исторический шаг. Он позволяет объединить ресурсы страны для увеличения потребления природного газа на транспорте, а это не только экономия бюджета, но и создание новых рабочих мест.
Цели и показатели: от базового сценария к целевому
Базовый сценарий развития рассчитан на консервативный вариант. Он предполагает производство 347,3 тысячи новых автотранспортных средств и переоборудование ещё 369,5 тысячи под использование газомоторного топлива. Такой масштабный переход невозможен без развития других отраслей. В план включено строительство 80 гражданских судов, выпуск 113 магистральных и маневровых локомотивов, производство 4 тысяч единиц сельскохозяйственной техники и оборудования. Отдельное направление — карьерная техника, здесь ожидается выпуск 1,6 тысячи единиц. Также планируется производство 2,5 тысячи единиц коммунальной и дорожно-строительной техники.
Если эти показатели будут реализованы, объём потребления газомоторного топлива в России вырастет с 2,52 млрд. кубометров в 2024 году до 9,6 млрд. кубометров к 2035 году. Рост почти в четыре раза является показателем того, насколько масштабно планируется перестроить транспортный и промышленный сектор. Не менее важно, что при базовом сценарии количество объектов заправочной инфраструктуры должно увеличиться почти вдвое с 1170 в 2024 году до 2213 к 2035-му. Это создаёт основу для стабильного функционирования рынка и снижает риски нехватки топлива для нового автопарка.
Целевой сценарий отличается более амбициозными цифрами. В нём заложено производство 528 тысяч автотранспортных средств и переоборудование 525 тысяч. Строительство 107 гражданских судов и выпуск 149 локомотивов подчеркивают, что речь идёт не только о наземном транспорте, но и о всей транспортной системе страны. Значительный объём предусмотрен и для сельского хозяйства, производство 18,7 тысяч единиц сельхозтехники и оборудования. Для карьерной техники запланировано 2,9 тысячи единиц, для коммунальной и дорожно-строительной 3,8 тысячи.
Реализация целевого сценария позволит увеличить потребление газомоторного топлива до 13,9 млрд. кубометров к 2035 году. Эта цифра более чем в пять раз превышает показатель 2024 года и демонстрирует, что при благоприятных условиях рынок может расти гораздо быстрее, чем предполагает базовый вариант.
Виктор Зубков в своих комментариях отметил, что стратегия позволит существенно сэкономить бюджетные средства. Использование природного газа как топлива обходится дешевле традиционного топлива, а значит, в масштабах страны экономический эффект будет колоссальным. Дополнительным результатом станет сокращение выбросов вредных веществ, что особенно важно в контексте глобальной повестки по климату.
Поддержка, инфраструктура и научные исследования
Реализация концепции невозможна без государственной поддержки. В документе закреплены меры, которые должны снизить нагрузку на бизнес и стимулировать переход на газ. Среди них — налоговые льготы, льготные кредиты и лизинг. Кроме того, поручено проработать освобождение владельцев газомоторной техники от уплаты транспортного налога, сборов системы «Платон», платы за проезд по платным дорогам и парковку. Конкретный срок доклада по этим вопросам определён — 20 февраля 2026 года.
Эти меры важны для того, чтобы переход был привлекательным не только для государства и крупных корпораций, но и для конечных пользователей техники. Без снижения эксплуатационных расходов массовое внедрение газомоторного топлива может затормозиться. Поэтому льготы и стимулы становятся ключевым элементом стратегии.
Инфраструктурное обеспечение остаётся задачей номер один. Даже самые амбициозные планы по выпуску техники не будут работать без достаточного числа заправочных объектов. Именно поэтому параллельно с ростом парка транспорта предусмотрено увеличение количества станций. В базовом сценарии речь идёт о росте почти вдвое, в целевом темпы будут ещё выше.
Особое место в концепции занимает развитие научно-исследовательских работ. В условиях, когда Россия стремится к технологической независимости, создание собственных технологий для производства и эксплуатации газомоторного транспорта становится принципиальным. Виктор Зубков отметил, что у «Газпрома» есть серьёзные компетенции в этой сфере, и компания готова обеспечивать инфраструктурную, технологическую и методическую поддержку.
По его словам, принятие концепции даёт государству и его жителям серьёзный импульс для развития экономики и всей промышленности. Ведь речь идёт не только о замещении одного вида топлива другим, а о формировании нового сегмента рынка, который объединяет экономику, энергетику, транспорт и экологию.
Таким образом, утверждённая концепция становится не просто стратегическим документом, а планом практических действий, направленных на трансформацию транспортной системы России. От текущих 2,5 млрд. кубометров потребления метана страна должна выйти на уровень более 10 млрд. кубометров. Это задача, которая затрагивает все уровни от правительства и крупных корпораций до фермеров, аграриев и операторов техники.
Комментарии (0)