Опубликовано 20.09 07:00

Агродроны готовы взлететь

Сельское хозяйство всегда было одной из отраслей, где внедрение технологий напрямую влияет на эффективность и устойчивость производства. Если ещё несколько лет назад цифровизация ассоциировалась с системами точного земледелия, автоматизацией процессов и использованием спутниковой навигации, то сегодня на первый план выходит применение беспилотных летательных аппаратов.

Агродроны уже доказали свою пользу, но чтобы превратить их из штучного инструмента энтузиастов в массовое решение для агробизнеса, необходимо преодолеть несколько серьёзных барьеров. Эксперты сходятся во мнении, что именно аграрный сектор может стать тем полигоном, где технологии беспилотников найдут наиболее широкое применение.

Поставить дрон на крыло проще, чем на учет

Первое, с чем сталкивается аграрий, решивший внедрить дроныв производственный процесс — это регистрация техники. На бумаге дрон весом более 30 килограммов выглядит как серьёзное устройство, но в реальности он не сопоставим с самолётом ни по уровню риска, ни по масштабу задач. Однако нормативные процедуры пока уравнивают их.

Сейчас постановка на учёт аграрного дрона занимает сроки, сопоставимые с регистрацией пассажирского воздушного судна. Иногда этот процесс растягивается на два года и более. Для сельского хозяйства, где эффективность часто определяется скоростью принятия решений в пределах одного сезона, такие сроки губительны. Ведь дрон, простаивающий без документов, не работает и не приносит пользы хозяйству.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина подчёркивает, что отрасли нужны быстрые и гибкие решения. Регистрация агродронов не должна повторять авиационные процедуры, а должна учитывать специфику сельского хозяйства.

В 2023 году в 12 регионах России был запущен экспериментальный правовой режим использования БПЛА. Он предусматривает выдачу актов допуска к эксплуатации и свидетельств внешнего пилота. Кроме того, регионы получили право утверждать собственные правила использования воздушного пространства. Это стало важным шагом вперёд, так как впервые беспилотники начали регулироваться не как малая авиация, а как самостоятельный инструмент для агросектора.

Оглоблина считает, что по итогам эксперимента должны появиться единые условия для всех регионов страны. Они должны распространяться как на фермерские хозяйства с небольшим парком техники, так и на крупные агрохолдинги, которые планируют массово внедрять беспилотники.

Ключевая задача — разделить регистрацию самолётов и дронов на два отдельных направления. Это позволит сократить сроки, снять избыточные требования и упростить жизнь аграриям. Кроме того, необходимо ввести единый стандартизированный документ, подтверждающий право управления агродронами.

Отдельный акцент сделан на том, что интерес к агродронам проявляют ветераны СВО. Их опыт управления боевыми дронами в сложных условиях может стать основой для упрощённой сертификации и более быстрого выхода на рынок труда.

Знания в воздухе: как готовить операторов

Даже самые продвинутые технологии бессмысленны без подготовленных специалистов.Об этом 8 сентября рассказали участники пресс-конференции «Россия сегодня» по теме «Перспективы использования беспилотников в сельском хозяйстве». Управление агродронами требует знаний не только в области пилотирования, но и в агрономии, почвоведении, агрохимии и растениеводстве. Только совокупность этих компетенций позволяет использовать беспилотники на полную мощность.

Сегодня программы подготовки операторов развиваются неравномерно. В отдельных регионах уже есть образовательные центры и курсы, однако в целом по стране системного подхода нет. Исполнительный директор Ассоциации ветеранов СВО подчёркивает, что без вовлечения вузов справиться с задачей невозможно. Система переобучения в одиночку не потянет тот объём специалистов, который требуется для отрасли.

По его словам, образовательный стандарт в этой сфере уже существует. Но пока отсутствует массовая реализация. Важно не только формально закрепить направления подготовки, но и реально запустить программы в университетах, обеспечив доступ к теории и практике.

Пример успешной интеграции демонстрирует Мичуринский государственный аграрный университет. Здесь впервые запустили программу переподготовки ветеранов для сельского хозяйства и лесного дела. Она рассчитана на 72 учебных часа. Половина занятий проходит очно, половина — дистанционно, что делает обучение доступным.

Учебная программа включает четыре блока. Сначала слушатели знакомятся с базовыми понятиями, затем изучают растениеводство и основы земледелия с агрохимией. Далее следуют занятия по садоводству и лесоведению. Завершающий модуль посвящён применению беспилотников в аграрной сфере.

Особое преимущество программы — наличие учебного полигона. Здесь слушатели могут не только изучить теорию, но и реально отработать навыки управления агродронами. Это принципиально важно, ведь только практика формирует уверенность и позволяет оценить возможности техники.

От идеи к массовому внедрению

Аграрный сектор может стать флагманом внедрения беспилотников. Для этого нужно расширить программы подготовки операторов БПЛА в вузах, а также упростить постановку на учет агродронов.

Путь к массовому внедрению пока непрост. С одной стороны, агродроны реально показывают эффективность, позволяют экономить средства на удобрениях и СЗР, сокращают время обработки полей, снижают нагрузку на механизаторов. С другой стороны, остаются барьеры в виде сложной регистрации, нехватки обученных операторов и отсутствии единой нормативной базы.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо комплексное решение. Оно должно включать несколько шагов:

- Упрощение нормативных процедур — регистрация и постановка на учёт должны быть быстрыми и прозрачными;

- Развитие образовательных программ — массовое подключение вузов позволит создать кадровую базу.

Если все эти элементы сложатся в единую систему, беспилотники перестанут быть «экспериментальной технологией» и станут повседневным инструментом агрария. Именно сельское хозяйство способно задать темп и показать пример другим отраслям, как использовать беспилотники с реальной пользой для экономики.


Комментарии (0)