Марит Паркер: почему моя ферма не «пермакультурная»
Встраиваясь в живущие и работающие фермерские сообщества, важно помнить, что пермакультура — это не новая идея. И тем не менее, похоже, в последнее время во многих странах стало модно использовать термин «пермакультурная ферма». Прочтите рассказ Марит Паркер, почему она, британский фермер-дауншифтер, практикует пермакультуру, но не называет таковой свою ферму. Есть ряд причин, по которым она не следует этому тренду. Рассказ ведется от первого лица.
Прежде всего, пермакультура не учит земледелию
Пермакультура может научить смотреть на вещи с разных сторон и видеть разные перспективы, но она не научит бороться с копытной гнилью или печёночной двуусткой, или тому, как сопровождать окот у овец. Она не научит возводить изгороди, ремонтировать стены сухой укладки или ставить забор. Я научилась земледелию и продолжаю учиться благодаря тому, что соседи и друзья щедро делятся своими знаниями и навыками. За эти годы мне помогали и давали советы самые разные люди, включая фермеров, мелких землевладельцев, лесников, инженеров, краеведов, ветеринаров, поваров, сидроделов, геологов, почвоведов, защитников природы, прядильщиков и ткачей… этот список можно продолжать бесконечно.
Называть фермы «пермакультурными» — это, на мой взгляд, попытка выделить их. Это не то же самое, что называть ферму «молочной фермой», «пахотной фермой» или даже «органической фермой».
Похоже, подразумевается, что «пермакультурная ферма» в чём-то превосходит соседние, что, в свою очередь, подразумевает критику соседних ферм. Возможно, это связано с негативным имиджем фермерства в СМИ? Люди, впервые столкнувшиеся с сельским хозяйством, не хотят, чтобы их сравнивали с другими? Если да, то это свидетельствует о непонимании того, что существует множество различных типов ферм и видов фермерского хозяйства, и, в частности, о непонимании того, что мелкие земельные участки, небольшие фермы, семейные фермы и фермы в горных районах существенно отличаются от крупных пахотных хозяйств и от интенсивных ферм.
Вторая причина, по которой я не называю свою ферму пермакультурной: нельзя не заметить, что (за редкими исключениями) это название часто амбициозно; на земле обычно не так уж много интересного, а люди, занимающиеся этим, зачастую ещё не накопили богатого опыта.
Земледелие — это долгая игра. Требуется много лет, чтобы изучить свой участок земли. Со временем вы будете знать его как свои пять пальцев, но поначалу, вероятно, найдутся соседи, которые знают его лучше вас, которые помнят, где появлялись родники после обильных дождей, которые знают, какое поле лучше для окота и отёла. И на начальном этапе эти соседи будут вашим самым ценным ресурсом. Отталкивать их в первый же год, пытаясь поставить свою ферму выше их, основываясь на идеологии, а не на действиях, неразумно.
На создание репутации уходят годы – ведь годы уходят на то, чтобы вырастить здоровое стадо, выбрать здоровый посевной материал, создать плодородную почву, вырастить или восстановить живые изгороди, разбить сады. Фермеры заслуживают уважения (или не заслуживают), когда другие видят их животных, урожай и поля здоровыми из года в год.
В сельской местности люди зависят друг от друга гораздо больше, чем в городах. Быть хорошим соседом, иметь хороших соседей, быть частью местного сообщества – всё это имеет большое значение для вашего благополучия и того, сколько проживет ваша ферма. Быть готовым помочь во время местных событий, или когда у соседа случится несчастный случай или он заболеет – всё это важнейшая часть жизни в сельском сообществе. Найти общие ценности и точки соприкосновения гораздо важнее, чем установить флаги на земле и подчеркнуть различия. Каким бы хорошим ни был ваш пермакультурный проект, даже заснеженный участок всё равно будет означать необходимость выходить на улицу, чтобы проверить и спасти скот.
А если учесть три этических принципа (забота о земле, забота о людях и справедливое распределение), все вышеперечисленные соображения относятся к пермакультуре. И они должны быть так же важны для вашего проекта, как и место для пруда.
Встраиваясь в живущие и работающие фермерские сообщества, важно помнить, что пермакультура – не новая идея. Это собрание традиционных и коренных знаний со всего мира, во многих случаях переосмысленное для городского поколения, оторванного от природы и друг от друга. Поскольку эти знания были получены именно от сельских жителей, это означает, что они являются частью общего знания сельских жителей. Да, даже в индустриально развитых странах – и да, по сей день.
Те из нас, кто вырос в сельской местности, часто росли в тесной связи со своей средой обитания, своей малой родиной, потому что нам необходимо понимать, как устроен мир природы и как мы вписываемся в него, чтобы процветать в нашем местном ландшафте. Это означает, что пермакультура мало что может добавить к навыкам землепользования тех, кто уже погружен в землепользование. Если вы включите социальный аспект в свой проект, пермакультура станет мощным инструментом для глубокой связи с сообществом, в котором вы живете.
Хотя пермакультуру часто считают садоводством и сельским хозяйством, на самом деле она применима к любому аспекту жизни. Три этических принципа, лежащие в основе пермакультуры (уже названные забота о земле, забота о людях и справедливое распределение, а также недавно предложенный дополнительный – забота о будущем), означают, что она имеет глубокое отношение к социальным вопросам и социальной справедливости. В сельской местности мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и в городах, включая бездомность и джентрификацию, но эти проблемы часто скрыты и поэтому игнорируются.
Нагрузка на землю – это тоже проблема, но она может быть связана не с офисными зданиями или роскошными квартирами, а с добычей ресурсов (например, горнодобывающей промышленностью, карьерами, лесными плантациями, плотинами для водоснабжения, ветряными электростанциями), инвестициями, созданием уютного места для выхода на пенсию, а в последнее время и с восстановлением дикой природы. Мало кто осознаёт, насколько хрупки сельские сообщества и как, казалось бы, незначительные изменения могут привести к потере устойчивости, знаний и ключевых членов сообщества. Язык, диалект и культура хранят в себе накопленные поколениями знания о том, как процветать в зачастую суровых условиях. Когда молодые люди уезжают, нить, связывающая их, обрывается и её трудно восстановить, особенно если приезжие видят лишь чистый холст.
Ни одна земля не может быть «чистым холстом».
Те, кто закончил курсы пермакультуры, склонны думать, что теперь им нужно переехать в деревню и купить там землю. Иногда это здорово, и происходят хорошие вещи. Но не всегда. Иногда, какими бы благими ни были намерения, наши действия могут иметь негативные последствия. Важно осознавать привилегии, которые даёт возможность свободно передвигаться и покупать землю, а также учитывать различия в силе и привилегиях выбранного вами места.
Серьёзное отношение ко всем трём этическим принципам побуждает задать себе несколько неудобных вопросов:
1. Кто вы как приезжий? Поселенец? Новый колонизатор?
2. Может ли ваш приезд негативно повлиять на культуру или язык меньшинства?
3. Эта земля может и дешевая для вас, но не является ли она недоступной для других, например, для местной молодёжи? Есть ли способ решить эту проблему?
Несколько лет назад Неста Уин Джонс, фермер и поэтесса из Северного Уэльса, осознала, что растущее число людей, переезжающих в этот регион, разрушает местную культуру и меняет основной язык общения. Она начала проводить языковые курсы, на которых студенты также знакомились с местной культурой и обычаями. Сегодня многие приезжие по всему Уэльсу изучают валлийский язык, и задача сейчас состоит в том, чтобы помочь им перейти от стадии изучения к использованию языка в повседневной жизни. Отчасти это помогает людям осознать богатое культурное разнообразие вокруг них, особенно учитывая, что эти культуры часто неразрывно связаны с местным ландшафтом и отражают то, что стремятся создать люди, переезжающие в сельскую местность.
Как это часто бывает в пермакультуре, всё сводится к наблюдению: мы замечаем то, что уже есть, а не то, как мы хотим, чтобы это выглядело, или как мы думаем, что оно «должно» выглядеть. Но важно помнить, что наблюдение — это не только наблюдение: важную роль играет и слушание. Наблюдение означает уделить время тому, чтобы послушать людей, которые уже там, знают эту землю и чьи жизни и истории являются неотъемлемой частью ландшафта. Это означает понимание того, что традиционные знания не статичны, что сельские сообщества неоднородны, и что устоявшиеся традиции сложились не просто так, и что они, несомненно, снова изменятся.
Прежде всего, наблюдение означает открытость к обучению у людей с разными точками зрения, разным опытом, разными способами хранения и передачи знаний. Потому что чаще всего, когда вы уделяете время наблюдению, слушанию и изучению того, что было здесь до вас (и, возможно, будет существовать ещё долго после того, как вы уйдёте), вы обнаруживаете неожиданные связи и общие ценности, которые доказывают, что сумма — это гораздо больше, чем её составляющие.
Комментарии (0)