На российском рынке кормов для домашних животных 84% продаж приходится на корма для кошек
Уровень самообеспеченности кормами для питомцев достиг 74%.
Российский рынок кормов для домашних животных показывает устойчивый рост — как в денежном, так и в натуральном выражении. Об этом рассказали эксперты на агропромышленной выставке «Золотая осень».
По данным компании «Ромир», главную долю на рынке занимают корма для кошек — 84% продаж. РФ уже вышла в лидеры по числу кошек на душу населения. На корма для собак приходится 16% рынка. В среднем одна семья покупает корма 27 раз в год.
«Сегодня в городской России живет более 61 млн домашних питомцев — за семь лет их число выросло на 35%. Рынок кормов за последние 12 месяцев достиг объема 355 млрд руб., что делает его одним из крупнейших среди FMCG-категорий», — сказала директор по работе с клиентами компании «Ромир» Анастасия Сидорина.
По ее словам, 85% российских семей имеют хотя бы одного питомца, и 94% владельцев животных регулярно покупают промышленные корма.
«В кормлении животных характерно смешанное питание. У кошек 57% продаж приходится на влажные корма, у собак — более 70% на сухие», — добавила Сидорина.
По словам заместителя руководителя Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка» Олега Князькова, рынок уже вышел на уровень 74% самообеспеченности кормами, при этом сохраняется потенциал импортозамещения на сумму около 580 млн долл. в год.
«Для банков это важный сигнал — отрасль растет, и она интересна для инвестиций. Мы видим, что производители активно локализуют производство и внедряют новые технологии, включая роботизацию и искусственный интеллект», — отметил он.
Растет доля онлайн-продаж кормов, а доставка постепенно переходит на новые форматы, добавил Князьков. «Молодежь активно заказывает корма онлайн, и этот тренд будет только усиливаться. В будущем доставка может осуществляться не только курьерами, но и с помощью беспилотных аппаратов», — считает эксперт.
«Россельхозбанк» видит в рынке кормов не только внутренний, но и экспортный потенциал. «Россия располагает ресурсной базой, чтобы стать экспортером готовых кормов. Для этого нужно развивать федеральные и международные бренды, которые смогут продвигать российскую продукцию на зарубежные рынки», — подчеркнул Князьков.
Как отмечает директор НИИ качества и технологий РЭУ им. Плеханова Татьяна Савенкова, в России большой потенциал по сырью. Это и продукты глубокой переработки зерна (декстрины, камеди, модифицированные крахмалы, органические кислоты и др.), и продукты переработки растительных масел (концентрат смеси токоферолов, лецитины и др.), более 22 наименований растений, содержащих эфирные масла, антоцианы, каротины, ликопин, природные залежи, минеральные источники, древесина, водоросли и даже отходы виноделия (а это винная кислота и ее соли, пектин, красители).
По словам директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ Владимира Скворцова, в отрасли наблюдается высокая инвестиционная активность. В последние годы запущены проекты в Алтайском крае, Ростовской, Краснодарской и Московской областях.
Среди задач на ближайшие годы — импортозамещение ингредиентов и оборудования. Так, Минсельхоз совместно с Минпромторгом развивает проект обратного инжиниринга, в рамках которого уже отобрано 336 проектов, из них 40 прошли промышленные испытания.
Эксперты отмечают, что корма для питомцев уже вышли за рамки утилитарной категории. «Это больше не просто „еда для животных“, а часть концепции благополучия семьи», — отмечает Сидорина. По ее словам, для 41% россиян время с питомцем — способ снять стресс. Особенно активно это проявляется у молодежи. Рынок устойчив даже в условиях экономической неопределенности: россияне не готовы экономить на кормах для питомцев.
Стабильный рост спроса, развитие локального производства и цифровизация торговли превращают отрасль в один из самых перспективных сегментов продовольственного рынка страны, считают эксперты.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам vetandlife.ru и rg.ru
Комментарии (0)