Опубликовано 14.10 07:00

Господдержка: на что может рассчитывать АПК в наступающем году

На заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам 8 октября 2025 г. депутаты рассмотрели проект федерального закона № 1026181-8 «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.


В заседании Комитета по аграрным вопросам приняли участие Статс-секретарь-заместитель Министра сельского хозяйства РФ М.И. Увайдов, Первый заместитель Министра сельского хозяйства РФ Е.В.Фастова, аудитор Счетной Палаты РФ С.В.Мамедов, Первый заместитель Министра финансов РФ И.А.Окладникова, Заместитель руководителя Росрыболовства А.В.Яковлев, а также директора департаментов Минсельхоза и Минфина, представитель Минстроя России, заместитель Председателя Профсоюза работников АПК России Г.М.Юрова.

Первый заместитель Министра сельского хозяйства РФ Е.В.Фастова коротко представила, подготовленный Правительством Российской Федерации проект федерального бюджета на 2026 - 2028 годы, остановившись на финансировании государственных программ, по которым Минсельхоз России является главным администратором средств федерального бюджета.

Всего на 2026 год на развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в проекте бюджета на 2026 год предусмотрено (по четырем госпрограммам - программа развития сельского хозяйства, программ развития сельских территорий, программа вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот, программа развития рыбохозяйственного комплекса) около 430 млрд рублей (без учета резерва), в 2027 году - 308,5 млрд рублей и в 2028 году – 338,6 млрд рублей.

В том числе в 2026 году на госпрограмму развития сельского хозяйства - 290,7 миллиарда рублей, на развитие сельских территорий – 81,5 миллиарда рублей. Финансирование Госпрограммы вовлечения земель в оборот запланировано на 2026 год – 37,4 млрд рублей и на госпрограмму развития рыбохозяйственного комплекса - 20,6 млрд рублей.

Кроме того, Фастова Е.В. обратила внимание депутатов, что законопроектом о бюджете предусмотрено, что с 2026 года мероприятия по поддержке малых форм хозяйствования выделены в отдельный федеральный проект «Развитие малого агробизнеса.

Председатель Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин отметил, что представленная на 2026 год поддержка сельского хозяйства несет определённые риски по исполнению обязательств в рамках мероприятия по льготному кредитованию сельхозпроизводителей, а также риски для дальнейшего роста производства продукции АПК.

«Эти риски связаны с сохраняющимся диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и материальные ресурсы для ее производства, ростом цен на топливо, недостижением индикаторов уровня самообеспечения, установленных Доктриной продовольственной безопасности по отдельным видам продукции. И в первую очередь, связано с уменьшением бюджетных ассигнований в 2026 году на реализацию отдельных мероприятий Госпрограммы развития АПК.

Напомню, что развитие социального и экономического потенциала сельских территорий является основой обеспечения национальной безопасности государства, повышения качества и уровня жизни на селе, чтобы не допустить сокращения сельского населения».

Полный текст решения комитета, размещен на сайте Государственной Думы в разделе проект федерального закона № 1026181-8 «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1026181-8).

Что в нем отмечено?

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона № 1026181-8 «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, в части бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации и Государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.

Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, с начала 2025 года отмечается замедление деловой активности - рост ВВП в I-II квартале 2025 года составил 1,4 % и 1,1 % г/г после 4,1 % и 4,3 % в 2023 и 2024 годах соответственно. Ожидается, что по итогам 2025-2026 годов темпы роста экономики сложатся на уровне 1,0 % и 1,3 % соответственно. В 2027 – 2028 годах экономическая динамика закрепится на уровне 2,8 %-2,5 % соответственно, а в дальнейшем рост продолжится темпом около 3,0 %, что соответствует уровням, заложенным в национальных целях развития.

Спрос на труд остается высоким (ожидается, что уровень безработицы по итогам 2025 года останется вблизи исторического минимума, составив 2,3 %). В 2023-2024 годах реальная заработная плата выросла на 8,2 % и 9,7 % г/г в реальном выражении. Ожидается, что по итогам 2025 года темп роста заработных плат составит 3,4 %, работодатели не готовы увеличивать заработные платы теми же рекордными темпами.

Замедление темпов роста трудовых доходов граждан в совокупности с влиянием жесткой денежно-кредитной политики оказывают сдерживающее воздействие на уровень потребительского спроса (2,1 % г/г и 2,3 % по итогам 7 месяцев 2025 года после 9,5 % и 4,9 % за аналогичный период 2024 года).

Несмотря на повышенный спрос на средства производства, под влиянием жёстких денежно-кредитных условий, ослабления вклада государственных инвестиций, а также завершения процесса адаптации экономики (основной рост инвестиций в 9,8 % и 7,4 % отмечался в 2023-2024 годах в период активной фазы переориентации российской экономики на внутренний спрос и стимулирования импортозамещающих технологий) ожидается, что объем капиталовложений в 2025 году замедлится до 1,7 %, а в 2026 году снизится на 0,5%.

На фоне отмечаемого замедления внутреннего спроса (в том числе под воздействием жесткой денежно-кредитной политики) темп роста цен активно замедляется по сравнению с пиковыми значениями конца 2024 года, в результате по итогам 2025 года ожидается значение показателя на уровне +6,8 % г/г.

В 2026 - 2028 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 37 084,7 млрд рублей в 2025 году до 40 283,3 млрд рублей в 2026 году (+ 8,6 % к 2025 году), 42 910,4 млрд рублей в 2027 году (+ 6,5 % к 2026 году) и 45 869,4 млрд рублей в 2028 году (+ 6,9 % к 2027 году). В 2026 году доходы по отношению к ВВП останутся на стабильном уровне - 17,1 % ВВП, а затем снизятся до 16,8 % ВВП в 2027 году и 16,6 % ВВП в 2028 году.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в 2026 году прогнозируется в объеме 8 918,5 млрд рублей (3,8 % к ВВП). В 2027 и 2028 годах объем нефтегазовых доходов составит 9 050,4 млрд рублей (3,5 % к ВВП) и 9 704,7 млрд рублей (3,5 % к ВВП).

В части ненефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется рост поступлений с 28 430,9 млрд рублей в 2025 году до 31 364,7 млрд рублей в 2026 году (+ 10,3 % к 2025 году), 33 859,9 млрд рублей в 2027 году (+ 8,0 % к 2026 году) и 36 164,6 млрд рублей в 2028 году (+ 6,8 % к 2027 году).

При расчете прогнозируемого объема доходов федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов учитывались принятые и проектируемые изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, актов Евразийского экономического союза, оказывающие влияние на изменение поступления доходов в 2026 - 2028 годах, совокупный эффект которых для доходов федерального бюджета в 2026 году составит 1 782 320,8 млн. рублей, в 2027 году - 2 683 802,0 млн рублей, в 2028 году - 3 082 323,1 млн рублей. В том числе учтены проектируемая с 1 января 2026 года отмена освобождения от уплаты налога на прибыль для плательщиков налога на игорный бизнес, проектируемое повышение ставки налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта за исключением товаров и услуг, облагаемых по льготным ставкам; проектируемое снижение с 60 до 10 млн рублей порога по выручке для плательщиков упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), при котором возникает обязанность уплачивать НДС; проектируемое снижение с 60 до 10 млн. рублей порога доходов, в пределах которого возможно применение патентной системы налогообложения с соответствующим переходом плательщиков на режим УСН; проектируемое повышение ставки налога на игорный бизнес для тотализаторов и букмекерских контор и зачисление данного налога в федеральный бюджет, проектируемое продление на 2026 - 2027 годы действия повышенных ставок ввозных таможенных пошлин на все товары из недружественных стран в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2022 г. № 2240.

Прогнозируется поступление вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры в следующих объемах: в 2026 году – 135 820,3 млн. рублей (оценка 2025 года – 76 426,0 млн. рублей), в 2027 году – 152 371,1 млн. рублей, в 2028 году – 158 568, 4 млн. рублей, на масло и масличные культуры в 2026 году – 62 984,8 млн. рублей (оценка 2025 года – 44 842,9 млн. рублей), в 2027 году – 76 439,0 млн. рублей, в 2028 году – 60 116,6 млн. рублей.

На динамику поступлений пошлины на сельскохозяйственные культуры оказали влияние изменение объемных и ценовых показателей и курса доллара США, повышение базовой экспортной цены на ячмень и кукурузу, используемой для расчета ставки пошлины. Кроме того, изменение поступлений также связано с окончанием действия повышенных ставок на масличные и отдельные зерновые культуры (на бобы и рапс в августе 2026 года, на подсолнечник, масло и шрот в августе 2028 года).

Прогнозируется увеличение расходов федерального бюджета с 42 821,2 млрд рублей в 2025 году до 44 069,7 млрд рублей, 46 096,1 млрд рублей и 49 383,2 в 2026 - 2028 годах соответственно.

В 2026 - 2028 годах исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом на уровне 1,6 % ВВП в 2026 году, 1,2 % ВВП - в 2027 году и 1,3 % ВВП - в 2028 году. За этот период ненефтегазовый дефицит будет сокращен до 4,8 % ВВП в 2027 году (на 1,8 п.п. ВВП относительно 2025 года) и останется на стабильном уровне в 2028 году.

Законодательно установленный объем бюджетных ассигнований уточнен на прогнозный уровень инфляции (индекс роста потребительских цен); на темп роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год в 2026 году на 14,8 %, в 2027 году на 6,8 % и в 2028 году на 4,0 % с 1 апреля проиндексированы выплаты, зависящие от размера социальных пенсий; на темп роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций в 2026 году на 7,6 %, в 2027 году на 8,0 %, в 2028 году на 7,3 % с 1 января проиндексированы бюджетные ассигнования на оплату труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений здравоохранения, социального обеспечения населения, образования, культуры и науки; на изменение прогнозного курса доллара США по отношению к рублю.

1. Расходы федерального бюджета в 2026-2028 годах на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее — Госпрограмма развития АПК)

Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации Госпрограммы развития АПК запланированы в 2026 году в объеме 290 742,9 млн рублей, в 2027 году - 308 541,8 млн рублей и в 2028 году – 338 623,7 млн рублей.

Комитет обращает внимание, что объем средств, предусмотренных в проекте федерального бюджета на реализацию мероприятий Госпрограммы развития АПК в 2026 году, на 24,33 % меньше объема финансирования мероприятий Госпрограммы в текущем году (384 195,4 млн. рублей) и на 2,2% меньше параметров, установленных на 2026 год Федеральным законом от 30 ноября 2024 г. № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (297 239,4 млн. рублей) (далее - Закон № 419-ФЗ).

Объем бюджетных ассигнований на реализацию федерального проекта «Стимулирование развития виноградарства и виноделия» в 2026 году составляет - 3 963,4 млн. рублей, что на 8% меньше по сравнению с объемом финансирования в текущем году, но в тоже время на 36% больше параметров, установленных на 2026 год Законом № 419-ФЗ.

Особое внимание Комитет обращает внимание на уменьшение объема предусмотренных бюджетных ассигнований на 2026 год на реализацию мероприятий:

- федерального проекта «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса» со 108 103,0 млн. рублей до 76 544,6 млн. рублей (или на 30%) по сравнению с объемом финансирования в текущем году и на 10% по сравнению с параметрами, установленными на 2026 год Законом № 419-ФЗ. Мероприятия данного проекта направлены на развитие отраслей и техническую модернизацию АПК посредством субсидирования, в том числе развития приоритетных направлений АПК (растениеводство, животноводство, переработка молока, элитное семеноводство, сельскохозяйственное страхование и др.). При этом объем средств, предусмотренный в 2026 году на субсидии на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса на 14 084,8 млн рублей (или на 28,5%) меньше по сравнению с объемом финансирования в текущем году и на 27,8% меньше параметров, установленных на 2026 год Законом № 419-ФЗ, в связи с тем, что с 2026 года мероприятия по поддержке малых форм хозяйствования выделены в отдельный федеральный проект «Развитие малого агробизнеса»;

- федерального проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» со 168 586,5 млн. рублей до 122 432,2 млн. рублей (или на 27,4%) по сравнению с объемом финансирования в текущем году и на 9,6% меньше параметров, установленных на 2026 год Законом № 419-ФЗ;

- ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» (мероприятие по развитию Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна (ФГИС «Зерно») с 220 млн. рублей до 90,0 млн. рублей (или на 60 %) по сравнению с объемом финансирования в текущем году, при сохранении параметров, установленных на 2026 год Законом № 419-ФЗ).

- федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» с 47 718,3 до 20 629,9 млн. рублей (или на 57%) по сравнению с объемом финансирования в текущем году.

На льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, производство лекарственных средств для ветеринарного применения, кормовых и пищевых добавок, ферментных препаратов, объем бюджетных ассигнований в 2026 году сокращен со 152 980,1 млн. рублей до 117 881,5 млн. рублей (или на 23%) по сравнению с объемом финансирования в текущем году;

В тоже время Комитет отмечает увеличение объема предусмотренных бюджетных ассигнований в 2026 году:

-в рамках Госпрограммы развития АПК на реализацию мероприятий федеральных проектов, входящих в национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» с 8 639 млн рублей до 14 922.9 млн рублей (или на 72,7%) по сравнению с объемом финансирования в текущем году;

- на комплекс процессных мероприятий «Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора» с 17 417,4 млн рублей до 18 311,8 млн. рублей (или на 5,2%) по сравнению с объемом финансирования в текущем году.

В связи с сохраняющимся диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и материальные ресурсы для ее производства, ростом цен на топливо, недостижением индикаторов уровня самообеспечения, установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации по определенным видам продукции, а также в связи с уменьшением предусмотренных Законопроектом бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Госпрограммы развития АПК Комитет отмечает наличие определенных рисков по исполнению обязательств в рамках мероприятия по льготному кредитованию, а также рисков для дальнейшего роста производства продукции АПК.

2. Расходы федерального бюджета в 2026-2028 годах на реализацию государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (далее - программа КРСТ)

Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации программы КРСТ запланированы в 2026 году в объеме 81 500,1 млн рублей, в 2027 году - 54 612,9 млн рублей и в 2028 году - 53 086,5млн рублей.

Объем средств, предусмотренных Законопроектом на реализацию мероприятий программы КРСТ на 2026 год, уменьшен на 34 507,5 млн рублей (на 30 %) по сравнению с объемом финансирования мероприятий Госпрограммы в текущем году и на 14 461,1 млн рублей (на 15%) относительно параметров, установленных на 2026 год Законом № 419-ФЗ.

Законопроектом предусмотрено сокращение финансирование мероприятий федерального проекта «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» (программы «Сельская ипотека», предоставления социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан; строительства (приобретения) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения) на 36% по сравнению с текущим годом и на 26% по сравнению с параметрами, установленными на 2026 год Законом № 419-ФЗ.

Объем бюджетных ассигнований на 2026 год на реализацию мероприятий федеральных проектов «Современный облик сельских территорий», который включает создание, реконструкцию (модернизацию) и капитальный ремонт объектов инфраструктуры на сельских территориях (агломерациях) в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, ветеринарии и др., «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях», «Благоустройство сельских территорий», включающего благоустройство общественных пространств на сельских территориях , создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, автомобильных и велосипедных парковок, пешеходных коммуникаций, аллей, тротуаров, организацию освещения территории) сохранен на уровне параметров, установленных на 2026 год Законом № 419-ФЗ.

Учитывая, что развитие сельских территорий является основой социального и экономического потенциала сельских территорий, основой обеспечения повышения качества и уровня жизни сельского населения в целях недопущения сокращения населения, проживающего на сельских территориях, и обеспечения национальной безопасности государства, Комитет считает необходимым рассмотреть возможность увеличения объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы КРСТ.

3. Расходы федерального бюджета в 2026-2028 годах на реализацию Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации (далее - Госпрограмма Земля).

Бюджетные ассигнования на мероприятия Госпрограммы Земля запланированы в 2026 году в объеме 37 387,4 млн рублей, в 2027 году - 39 207,5 млн рублей и в 2028 году - 39 737,0 млн рублей.

Объем средств, предусмотренных Законопроектом на реализацию мероприятий Госпрограммы Земля на 2026 год, уменьшен на 3 364,9 млн. рублей (на 8,3 %) по сравнению с объемом финансирования мероприятий Госпрограммы в текущем году и на 309,3 млн. рублей (на 1%) относительно параметров, установленных на 2026 год Законом № 419-ФЗ.

Наибольший объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета на 2026 год предусмотрен по федеральному проекту «Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения» 15 736,2 млн. рублей, что на 8,1% больше по сравнению с объемом финансирования в текущем году, но на 12% меньше параметров, установленных на 2026 год Законом № 419-ФЗ.

Комитет отмечает ежегодный дефицит финансирования Госпрограммы Земля за счет средств федерального бюджета.

Первоначальным паспортом Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731, были предусмотрены бюджетные ассигнования в следующих объемах: на 2026 год - 51 635,9 млн рублей; на 2027 год – 53 371,6 млн рублей; на 2028 год – 55 043,8 млн рублей.

Таким образом, по итогам предыдущих лет недофинансирование Госпрограммы Земля относительно ее первоначального паспорта на 2022-2026 годы 115,5 млрд. рублей.

Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года № 731, определены стратегические приоритеты – получение достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах сельхозземель, а также введение к 2030 году в оборот 13 234,8 тыс. гектаров сельхозземель. Сохранение в сельскохозяйственном обороте и повышение качественных характеристик сельскохозяйственных угодий за счет проведения мелиоративных мероприятий на площади не менее 7 165,4 тыс. га, к концу 2030 года.

Реализация Госпрограммы Земля оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»: «Устойчивая и динамичная экономика», показателя «Увеличение к 2030 году объема производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25 процентов по сравнению с уровнем 2021 года».

Учитывая приоритеты Госпрограммы Земля, Комитет рекомендует рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на финансирование ее мероприятий в 2026 году.

4. Расходы федерального бюджета в 2026 – 2028 годах на реализацию Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (далее - Госпрограмма)

Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» запланированы в 2026 году в объеме 20 615,2 млн рублей, в 2027 году -

18 799,4 млн рублей и в 2028 году - 11 171,2 млн рублей.

По сравнению с уровнем параметров сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2025 года объем бюджетных ассигнований на 2026 год предусмотрен с уменьшением 2 487,5 млн. рублей ( или на 11%) , на 2027 год – на 19%, на 2028 год – на 52%.

Относительно параметров, установленных на 2026 год Законом № 419-ФЗ, объем бюджетных ассигнований на 2026 год на мероприятия Госпрограммы увеличен на 202,6 млн рублей (1%).

Наибольший объем бюджетных ассигнований предусматривается по комплексу процессных мероприятий «Обеспечение деятельности рыбохозяйственного комплекса» - 7 303,1 млн рублей.

На 2026 год на федеральный проект «Модернизация и стимулирование развития рыбохозяйственного комплекса», в рамках которого предусмотрены бюджетные ассигнования в целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 14.12.2018 № Пр-2408 о строительстве научно-исследовательских судов среднего класса для нужд Росрыболовства и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 2012-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса реки Дон» на реконструкцию Цимлянского завода по разведению частиковых рыб (1 этап строительства), а также на реконструкцию объектов портовой инфраструктуры в морском порту Корсаков Сахалинской области и создание селекционно-племенного центра рыбоводства в Республике Карелия, предусмотрено 7 137,3 млн рублей (увеличение на 883,1 млн. рублей или на 14,1% по сравнению с объемом финансирования в текущем году).

Вместе с тем, необходимо отметить, что статьей 21 Законопроекта установлен перечень оснований (с указанием объемов зарезервированных бюджетных ассигнований) для внесения изменений в ходе исполнения бюджетов в показатели сводной бюджетной росписи.

Часть 1 статьи 21 Законопроекта содержит 77 направлений использования средств. По сравнению с Законом № 419-ФЗ 12 направлений исключено, введено 24 новых направлений.

На поддержку сельского хозяйства зарезервированы следующие бюджетные ассигнования:

- на 2026 год в объеме до 19 086 865,0 тыс. рублей, на 2027 год в объеме до 16 003 205,3 тыс. рублей и на 2028 год в объеме до 16 259 343,2 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, на финансовое обеспечение реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку сельского хозяйства;

- на 2027 год в объеме до 15 841 474,3 тыс. рублей и на 2028 год в объеме до 22 304 100,4 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, на финансовое обеспечение реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку сельского хозяйства, в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от уплаты вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, на основании решений Правительства Российской Федерации;

- на 2026 год в объеме до 4 839 379,8 тыс. рублей, на 2027 год в объеме до 3 967 668,6 тыс. рублей и на 2028 год в объеме до 17 983 066,8 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, на финансовое обеспечение реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку сельского и рыбного хозяйства, в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от аукционов в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства на основании решений Правительства Российской Федерации;

- на 2026 год в объеме до 69 279 790,6 тыс. рублей, на 2027 год в объеме до 84 296 961,3 тыс. рублей и на 2028 год в объеме до 68 324 105,8 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, на финансовое обеспечение реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку сельского хозяйства, в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от уплаты вывозных таможенных пошлин на горох, нут, чечевицу, масло подсолнечное и шрот, а также на лен масличный, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, на основании решений Правительства Российской Федерации; (новое направление)

- на 2026 год в объеме до 3 080 518,3 тыс. рублей, на 2027 год в объеме до 5 010 899,3 тыс. рублей и на 2028 год в объеме до 5 597 038,9 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, на финансовое обеспечение реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку сельского хозяйства, в случае и в пределах поступления дополнительных доходов федерального бюджета от установления повышенных ставок ввозных таможенных пошлин на цветочную продукцию, кофейную продукцию (кофе жареный и растворимый), пиво и сидр, минеральные воды и напитки и ряд импортных продовольственных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, на основании решений Правительства Российской Федерации; (новое направление)

- на 2026 год в объеме до 13 906 335,4 тыс. рублей, на 2027 год в объеме до 10 801 588,2 тыс. рублей и на 2028 год в объеме до 18 067 153,6 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, на финансовое обеспечение реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку сельского хозяйства, в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от платы за заключение нового договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства и организации любительского рыболовства на основании решений Правительства Российской Федерации; (новое направление).

Таким образом, на поддержку сельского хозяйства зарезервировано на 2026 год 110 192,9 млн рублей, на 2027 год – 135 921,8 млн рублей, на 2028 год – 148 534,8 млн рублей.

Кроме того, частью 19 статьи 21 Законопроекта установлено, что по решению Правительства Российской Федерации дополнительные средства федерального бюджета могут быть направлены на реализацию мероприятий федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в случае принятия решений об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении мороженой рыбы, за исключением сардины иваси, и ракообразных.

Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов запланированы в 2026 году в объеме 6 666 658,5 млн. рублей, в 2027 году – 6 734 133,8 млн. рублей, в 2028 году – 7 543 797,4 млн. рублей.

Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» запланированы в 2026 году в объеме

19 784,1 млн рублей (увеличен на 5 368,6 млн. рублей по сравнению с объемом финансирования мероприятий национального проекта на текущий год), в 2027 году – 23 439,4 млн рублей, в 2028 году – 23 121,2 млн рублей.

На 2026 год предусмотрено 88,9 млн рублей, что на 1,2 млн. рублей меньше по сравнению с объемом финансирования в текущем году. На 2027 и 2028 годы предусмотрен объем финансирования на уровне 2025 года – 90,1 млн. рублей.

Также в рамках федерального проекта «Педагоги и наставники» запланирована реализация мероприятий по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.

Объем бюджетных ассигнований на данное мероприятие увеличен до 1 183,5 млн . рублей в 2026 году с 599,4 млн. рублей в 2025 году, в 2027 - 2028 годах составит 1 315,0 млн рублей ежегодно.

В рамках национального проекта «Семья» реализуется федеральный проект «Охрана материнства и детства», одно из мероприятий которого направлено создание женских консультаций, в том числе в составе других организаций, для оказания медицинской помощи женщинам, в том числе проживающим в сельской местности, поселках городского типа и малых городах. На его реализацию бюджетные ассигнования предусмотрены в 2026 году в объеме 3 330,0 млн рублей (на 64% меньше объема финансирования на текущий ), в 2027 году - 3 700,0 млн рублей, в 2028 году - 13 600,0 млн рублей.

В рамках реализации национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» впервые с 2026 года предусмотрено создание первичных сосудистых отделений, центров амбулаторной онкологической помощи и других медицинских подразделений на базе учреждений, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, для обеспечения доступности специализированной медицинской помощи сельским жителям, жителям поселков городского типа, рабочих поселков и малых городов с численностью населения до 100 тысяч человек.

На реализацию данного мероприятия предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 325,0 млн. рублей в 2026 году, 175,0 млн. рублей в 2027 году, 150,0 млн. рублей в 2028 году.

Комитет также отмечает, что в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» предусмотрены субсидии на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек в объеме 5 455,4 млн. рублей ежегодно на 2026-2028 годы .

В рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» при планировании бюджетных ассигнований на реализацию федерального проекта «Развитие физической культуры и массового спорта» предусмотрены бюджетные ассигнования в целях реализации подпункта "г" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30.03.2024 № Пр-616, направленных на строительство в субъектах Российской Федерации, прежде всего в малых городах и сельских поселениях, не менее 350 спортивных комплексов ежегодно, предусмотрев выделение в 2025-2030 годах на эти цели дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере не менее 65 млрд. рублей, в том числе в рамках предоставления субсидий в целях:

- реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания модульных спортивных сооружений в 2026 году 5 483,3 млн рублей, в 2027 году - 5 509,4 млн рублей, в 2028 году - 6 363,0 млн рублей;

- софинансирования капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации в 2026 году - 5 168,6 млн рублей, в 2027 году - 5 370,9 млн рублей, в 2028 году - 4 616,0 млн рублей;

- оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в 2026 году - 1 086,3 млн рублей, в 2027 - 2028 годах - 800,0 млн рублей ежегодно.

При планировании бюджетных ассигнований на реализацию федерального проекта «Развитие физической культуры и массового спорта» предусмотрены бюджетные ассигнования в целях реализации:

- части 1 подпункта "г" пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.11.2024 № Пр-2500, направленных на реализацию начиная с 2025 года программы «Земский тренер» в объеме в 2026 году 921,5 млн рублей, в 2027 - 2028 годах - 905,6 млн рублей ежегодно.

В рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» предусмотрена реализация федерального проекта «Реализация Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства и научное обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса» с планируемым объемом финансирования в 2026 году 918,3 млн. рублей (960,4 млн. рублей в текущем году).

При планировании бюджетных ассигнований на реализацию данного федерального проекта предусмотрены бюджетные ассигнования в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2016 № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», касающегося научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере.

С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам предлагает:

1. Рассмотреть вопрос о возможности увеличения бюджетных ассигнований на:

- реализацию мероприятий программы КРСТ;

- льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции;

- предоставление субсидии открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом во внутрироссийском сообщении сельскохозяйственной продукции;

- поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. При появлении дополнительных доходов в результате исполнения федерального бюджета рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на поддержку производства молока.

3. Рассмотреть включение в постановление Государственной Думы «О принятии в первом чтении проекта федерального закона № 1026181-8 «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» вопроса по обеспечению приоритетного направления финансирования Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. №731.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рекомендовал Государственной Думе принять проект федерального закона № 1026181-8 «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» в первом чтении.

Д.М. Хомяков, профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова


Комментарии (0)