Как Лесная служба пытается спасти женьшень Аппалачей
Поскольку женьшень Аппалачей превращается из сельской традиции в глобальный товар, Лесная служба пытается сдержать наплыв собирателей.
Каждой осенью многочисленные собиратели в горах Аппалачи надевают плотные рабочие брюки и прочные ботинки, чтобы забраться в темные, крутые, насыщенные влагой лощины в надежде найти «Старика Сэна».
Это просторечное название женьшеня — многолетнего растения с узловатым и луковичным корнем, который ценится за свои лечебные качества. Это растение, являющееся основой традиционной медицины и ароматной добавкой ко многим рецептам, может доживать до 80 лет, но растет так медленно, что для достижения зрелости ему требуется пять лет. Спрос настолько велик, что в Азии он в значительной степени истреблен, что взвинчивает цены на американские сорта до 1000 долларов за фунт. Это вызывает обеспокоенность у защитников природы, что чрезмерно рьяные сборщики могут полностью его уничтожить, собирая растения слишком рано и слишком часто.
«Когда он стал по-настоящему ценным, слишком много людей стало ходить снова и снова на одни и те же участки», — говорит этноботаник из Северной Каролины Дэвид Кодзо. «У него просто не было шансов на восстановление».
Хотя женьшень встречается на большей части востока США, он наиболее распространен в Аппалачах и Озарках. Риск чрезмерного сбора особенно велик в Кентукки, Западной Вирджинии, Северной Каролине и Теннесси, что один эксперт по этой теме связывает с высоким уровнем безработицы и широко распространенной бедностью в этих регионах. В ответ Лесная служба приняла меры, ограничив сбор на общественных землях. Хотя национальные леса Наантахала и Писгах были закрыты на неопределенный срок после урагана «Хелен», федеральный запрет на сбор корня там останется в силе как минимум еще год. Если поймают за выкапыванием растения, которое встречается в основном в лиственных лесах, это может обернуться штрафом в 5000 долларов и шестью месяцами тюрьмы федерального уровня.
Лесная служба заявила, что запрет, действующий с 2021 года, может продлиться до десяти лет. Принятие такой меры требует баланса между сохранением ценного ресурса и уважением к практике, переплетенной с историей региона. Для многих людей «сэнжинг» (сбор женьшеня) — это образ жизни, который на протяжении поколений служил дополнением к доходам сельских жителей, особенно в районах, зависящих от нестабильной угольной промышленности.
Связь Аппалачей с рынками Восточной Азии насчитывает более 200 лет. Чероки, которые использовали корень в медицинских целях, воспользовались глобализирующимся миром, в который их забросила колонизация, и к середине 1700-х годов начали экспортировать корень женьшеня в Китай. Доходы от таких сделок помогли племени в 1870-х годах выкупить небольшую часть своих ancestral lands, основав трастовый фонд, на землях которого сейчас проживает Восточная группа чероки, сказал Кодзо, который также является почетным директором Программы ресурсов для традиционных ремесленников чероки.
Бывшие рабы, незамужние женщины и даже целые города выращивали женьшень в лесах Аппалачей на протяжении всего XIX и начала XX веков, собирая корни вместе с такими растениями, как клопогон и подофил, и создавая процветающую индустрию в местах, известных лесозаготовками и добычей полезных ископаемых. Даже сейчас Кодзо вспоминает разговоры со сборщиками из высокогорных районов, которые использовали свой осенний урожай, чтобы оплатить школьную форму для детей и другие расходы. Историки пытались развеять стереотип о невежественном, отсталом сборщике и возложили часть ответственности за сокращение популяции женьшеня на браконьерство и разрушение среды обитания из-за деятельности угольной и лесозаготовительной отраслей.
В некоторых общинах шахтеры и их семьи пополняли свои доходы сбором женьшеня и других лесных продуктов, особенно когда получали профессиональные заболевания, такие как пневмокониоз («черные легкие»). «Те парни, которые получили "черные легкие" на шахтах, могли выходить утром, когда еще прохладно и они могли дышать», — сказал Кодзо.
Проект устной истории Смитсоновского института 2020 года включает рассказы людей со всего региона, которые описывали сбор и продажу собранных растений, а также мехов и шкур, чтобы прокормиться во время безработицы или на пенсии, или дополнить доход от основной работы. Одна из участниц, Кэрол Джуди, сборщица и эко-активистка, которая занималась сбором женьшеня в горах вокруг шахтерского поселка Иган, Теннесси, до своей смерти в 2017 году, описывается как сторонница идеи, что агролесоводство может обеспечить сообщества, борющиеся за удовлетворение своих потребностей, особенно в свете упадка угольной промышленности. Друг Кэрол вспоминал, что она надеялась создать культуру сбора, которая смотрела бы «на семь поколений вперед и на семь поколений назад».
Джон-Пол Шмидт, эколог из Университета Джорджии, изучавший факторы, способствующие чрезмерному сбору на общественных землях, отметил, что нагрузка на популяцию растения часто коррелирует с высоким уровнем безработицы и низкими доходами, особенно в южной части Аппалачей. Это, по его словам, говорит о том, что сборщики, движимые нуждой, найдут способы обойти запрет. Более мудрой политикой, сказал он, было бы изучить возможность финансирования образования и создания pathways для устойчивого лесного фермерства, чем многие сборщики уже занимаются. «Упущена реальная возможность активно продвигать разведение этих растений в диких условиях», — сказал он.
Многие опытные сборщики, особенно из числа коренных народов, имеют свои участки, за которыми ухаживают. Устные истории, собранные Кодзо, рассказывают о людях, которые возвращались на один и тот же участок каждые пять-семь лет, давая ему достаточно времени на восстановление. Аккуратные сборщики сохраняют семена и сажают их на дюйм в глубину, что увеличивает вероятность их прорастания. «Старики знали это, и они управляли лесом, они вели хозяйство в лесу», — сказал Кодзо.
Необходимо более широкое просвещение в области устойчивого сбора, особенно поскольку современные сборщики с меньшей вероятностью имеют долгосрочную связь с землей и с большей вероятностью движимы стоимостью корня. «Достаточно всего одного поколения, которое не научится делать все правильно», — сказал Кодзо.
Надежда, стоящая за запретом, по словам ботаника Лесной службы Гэри Кауфмана, — дать этим хрупким растениям время на процветание, особенно более старым экземплярам, которые являются ключом к выживанию вида. «Именно более старые особи производят больше семян и фактически восстанавливают популяцию растения», — сказал Кауфман. Лесная служба отслеживает более 100 участков с женьшенем в национальных лесах Наантахала и Писгах. Она также сотрудничает с питомником семян при North Carolina State Extension, чтобы увеличить количество семенных грядок в богатых биоразнообразием, питательных почвах, на которых хорошо растет женьшень.
Сборщики, придерживающиеся принципов устойчивости, знают, что нужно искать растения возрастом не менее пяти и, в идеале, более десяти лет с явными признаками зрелости: красные ягоды, рубцы на стебле и три-пять листочков. Здоровые сообщества женьшеня состоят примерно из 50 до 100 растений, сказал Кауфман, но во многих их ближе к 25 — это хорошая основа для роста, но недостаточная для разрешения сбора. Это заставляет Лесную службу думать, что ее усилия по сохранению могут продлиться как минимум несколько лет, а возможно, и дольше. Это может расстроить сборщиков и травников, сказал он, но это необходимо для защиты исторически важного растения.
«Очень важно учитывать это и пытаться сохранить часть этой культуры, — сказал Кауфман. — Подумать о том, как мы можем сохранить ее для будущего, чтобы наши дети и внуки тоже могли выйти и увидеть женьшень, а может быть, в будущем и собрать его».
Katie Myers/Grist “How the Forest Service is trying to save Appalachian ginseng”
Перевод статьи «How the Forest Service is trying to save Appalachian ginseng» автора Katie Myers/Grist, оригинал доступен по ссылке. Лицензия: CC BY. Изменения: переведено на русский язык
Комментарии (0)