Опубликовано 04.11 13:58

Почему насыщение парка в основном тракторами общего назначения не решит проблемы энергообеспеченности российского аграрного сектора?

А.Г. Пономарев, руководитель лаборатории ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва

Общение с работниками ряда министерств и ведомств убедило меня, что для многих чиновников тракторы делятся на колесные и гусеничные. Среди фермеров мало тех, кто не разбирается в тракторной технике, тем не менее важно определить, в чем заключаются различия между универсально-пропашным трактором и трактором общего назначения и почему российскому сельскому хозяйству универсально-пропашные тракторы требуются в большем количестве?

Сельскохозяйственные культуры в процессе своей вегетации требуют разного внимания, а, следовательно, и разных затрат на производство. К наиболее затратным относятся пропашные культуры, которые в процессе развития требуют проведения множества междурядных обработок посадок и посевов. Выполнение таких обработок связано с борьбой с сорной растительностью, подкормками растений, проведением операций по химической защите растений от болезней и вредителей. Исходя из этого, становится совершенно очевидно, что применяемая при выращивании таких культур сельскохозяйственная энергетика должна быть приспособлена к использованию ее на посадках и посевах культур в разной стадии развития растений. При этом, как надземная, так и находящаяся в почве части растения не должны травмироваться и угнетаться движителями энергосредств.

Парк современных тракторов – стратегическая основа продовольственной безопасности

Трактор является образующим звеном в создании любой продукции сельскохозяйственного производства независимо от формы производственных отношений. Состояние отечественного сельскохозяйственного машиностроения уже длительное время рассматривается на различных форумах, конференциях, совещаниях. Примером может быть совещание на тему «Актуальные вопросы развития отечественного тракторостроения», которое проводил Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации 21 января 2020 года. Первый заместитель председателя комитета С.Г. Митин отметил, что, несмотря на предпринимаемые правительством и профильными министерствами меры по технической модернизации аграрного сектора экономики, парк сельскохозяйственной техники страны характеризуется критической недооснащенностью и высокой степенью морального износа. Так, парк тракторов и самоходных уборочных машин с начала 90-х годов сократился в 6 раз, тракторы с вышедшими сроками амортизации и эксплуатации (10 лет и старше) составляют более 70 % всего парка тракторов. С тех пор прошло почти 2 года. Что изменилось в тракторном парке страны? Парк постарел и сократился еще на 6-7 тысяч тракторов. 7 июля 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1455-р была утверждена Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года. При обозначенных в Стратегии развития задачах, согласно которым «агросектор должен не только обеспечивать продовольственную безопасность страны, но и приносить прибыль от поставок на экспорт», положение с промышленным производством тракторов можно охарактеризовать как провальное. В журнале «Техника и оборудование для села» № 2 за 2021 год была опубликована статья «Приоритетные направления научно-технического развития отечественного тракторостроения», подписанная четырьмя академиками Российской академии наук. В этой статье ученые-аграрники в очередной раз показали, что в настоящее время сельское хозяйство страны испытывает огромный дефицит в тракторной энергетике. Уровень обеспеченности тракторами на 1000 га пашни в России в 20 раз ниже, чем в Германии, почти в 7 раз ниже, чем в США, и в 4 раза ниже, чем в Канаде. Даже по сравнению с Республикой Беларусь и Казахстаном наши показатели обеспеченности в 1,5-2 раза ниже. Существующий парк не позволяет проводить необходимые работы в установленные агротехнические сроки. При текущем уровне технического обеспечения вследствие нарушения агротехнических сроков возделывания сельхозкультур мы теряем десятки миллионов тонн выращиваемой продукции.

Другой серьезной проблемой является возрастной состав отечественного парка сельскохозяйственных тракторов. В настоящее время более 73 % находящихся в эксплуатации в сельскохозяйственных организациях тракторов имеют срок использования свыше 10 лет, а средний возраст трактора в парке превышает 20 лет. Парадокс заключается в том, что страна, обладающая самой большой территорией, пригодной к использованию для получения различной сельскохозяйственной продукции, не имеет ни одного тракторного завода, производящего современные сельскохозяйственные универсально-пропашные тракторы. Значительно обострилась ситуация после начала санкционного давления на нашу страну. Так, в последнее время тракторный парк отечественного агрокомплекса стал пополняться тракторами ведущих западных фирм. Ситуация схожая с легковым автомобильным парком, когда население стало отдавать предпочтение импортным моделям. Однако между парком легкового транспорта и парком тракторов есть существенная разница, и заключается она в том, что парк тракторов является стратегической основой, во-первых, продовольственной безопасности страны, а во-вторых повышения экономического потенциала за счет импорта сельскохозяйственной продукции. Сегодняшняя политическая ситуация в мире ясно показала, что ориентация экономики страны на широчайшую интеграцию в мировую экономику является опасной и глубоко ошибочной. Особенно это касается системообразующих отраслей, к которым, в полной мере, относится и машиностроение.

Минпромторг может возразить против тезиса об отсутствии в России промышленного производства тракторов. Производство есть, но производство тракторов общего назначения. Такие тракторы выпускает Петербургский тракторный завод (г. Санкт-Петербург), завод Ростсельмаш (г. Ростов-на-Дону) и Брянский тракторный завод. В Питере производят ряд моделей тракторов общего назначения, в Ростове-на-Дону – тракторы общего назначения RSM 2000-й и 3000-й серий. Здесь же планируют построить новый завод по производству колесных тракторов классической компоновочной схемы мощностью 170-370 л.с. На заводе планируется также выпуск и строительно-дорожной техники. Однако четкой информации, какие конкретно тракторы будут выпускаться на предприятии, нет, а заявленные объемы производства будут явно недостаточными для насыщения парка страны универсально-пропашными тракторами. В Брянске планируют поставить на поток производство трактора БТЗ-246К.

О классических и интегральных схемах и о работе тракторов в посевах и посадках

Давайте раз и навсегда разберемся в понятиях «трактор общего назначения», «трактор универсально-пропашной», «классическая схема трактора», «интегральная схема трактора». Что подразумевается под понятием трактор общего назначения? Определим возможности данного вида тракторов в растениеводстве. Трактор общего назначения предназначен для выполнения любых работ на предпосадочной и предпосевной обработках почвы (пахота, лущение, дискование, фрезерование, рыхление, боронование), посеве зерновых и пропашных культур, уборке сельскохозяйственных культур при боковом агрегатировании сельхозмашин, погрузочных работах, транспортных работах, в том числе и по дорогам регионального и федерального значения (для колесных тракторов). Единственная ниша, где нельзя использовать трактор общего назначения, это работы по уходу за пропашными культурами. Под основными пропашными культурами (в их числе и овощные открытого грунта) в Российской Федерации находится около 30 млн га. К таким культурам относят сахарную и кормовую свеклу, кукурузу, подсолнечник, гречиху, просо, фасоль, картофель. Вот это есть ниша универсально-пропашных тракторов, хотя они прекрасно могут использоваться и на всех работах, где применяются тракторы общего назначения. В процессе вегетации все эти культуры требуют ухода за посадками, т.е. проведения обработок по рыхлению междурядий, подкормки растений, химических обработок от сорняков, вредителей и болезней. Практически все эти операции выполняются многократно за период от посева (посадки) и до уборки. Отметим и такую деталь: междурядья у различных культур различные. Исходя из сказанного становится понятным, что для проведения работ на посевах и посадках пропашных культур трактор должен обладать рядом дополнительных свойств. Отсюда и в классификации такие тракторы названы универсально-пропашными. К основным требованиям, предъявляемым к универсально-пропашным тракторам, следует отнести следующие: - возможность регулирования колеи как переднего, так и заднего мостов для прохода по посевам и посадкам с различными междурядьями; - комплектование движителями, обеспечивающими необходимую защитную зону на различных стадиях вегетации растений, что исключает повреждения как надземной, так и подземной части колесами трактора; - наличие необходимого клиренса, позволяющего проводить обработку высокорослых растений без их значительного повреждения. Конструкция трактора тесно переплетается с его технологическим совершенством, его потребительскими качествами. На парламентских слушаниях по теме «Обеспечение обновления машинно-тракторного парка агропромышленного комплекса» президент Ассоциации «Росспецмаш» К. Бабкин заявил, что в 2020 году в России было произведено 4200 тракторов для сельского хозяйства, из которых доля отечественных марок составила 46 %, иномарок российской сборки – 54 %, из них 30,7 % собрано из тракторокомплектов МТЗ, 1,8 % – из комплектов ХТЗ, 21,5 % – из комплектов иностранных марок (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, John Deere, Xerion).

В последнее время насыщение парка тракторов отечественного АПК происходит в основном моделями, относящимися к тракторам общего назначения, которые по разным причинам не могут быть использованы для выполнения работ по уходу за пропашными культурами. На современном этапе за рубежом наблюдается тенденция широкого внедрения прогрессивных индустриальных технологий возделывания сельскохозяйственных культур с применением комбинированных широкозахватных агрегатов, выполняющих за один проход несколько технологических операций, например, подготовку почвы под посев, посев зерновых культур с внесением удобрений, гербицидов и одновременной их заделкой в почву. Внедрение таких агрегатов позволяет за счет увеличения ширины захвата и совмещения операций существенно повысить производительность, снизить затраты труда, энергии и средств на единицу получаемой продукции. Однако такие агрегаты наиболее эффективны при применении на производстве пропашных культур, при возделывании которых в процессе вегетации растений требуется проводить операции по междурядным обработкам, предусматривающие проход по полю агрегатов при условии, что движители энергетического средства не оказывают механического воздействия на растения. Для работ на посевах и посадках пропашных культур требуется энергетика достаточной мощности, и в то же время обладающая возможностью движения в различных по величине междурядьях. Последнее определяется такими показателями, как колея энергосредства, клиренс и параметры движителей. Это и является первоочередными требованиями к универсально-пропашному трактору. Анализ с этой позиции представленных в таблице тракторов показывает, что основная масса моделей не может использоваться для работ в междурядьях пропашных культур. Важное значение для универсально-пропашного трактора имеет и компоновочная схема. Универсально-пропашной трактор не может быть выполнен по схеме с ломающейся рамой (сочлененные полурамы). Применение такой схемы исключено по причине кинематики агрегата при управлении им во время движения в междурядьях растений. Из тракторов, которые ранее производились в России и в настоящее время производятся, возможно использовать на междурядных обработках модели Deutz Fahr Agrolux 4.80, Deutz Fahr Agrotron 1130, Terrion ATM 3180M, Terrion ATM 4200, МТЗ 1221, а также трактор ЛТИ-162.5, серийное производство которого готовится на предприятии в г. Ижевске (Удмуртская республика). Первые две модели можно не рассматривать по причине запрещенных по импорту, третью и четвертую – как производство для одного района по своим масштабам, пятая модель производства республики Беларусь может быть поставлена по заказу в небольших объемах, т.к. основное производство Минского тракторного завода направлено на модели универсально-пропашных тракторов класса 1,4.

Тракторы есть, а очень нужных – нет

Проведенный анализ отечественного тракторостроения позволяет сделать вывод, что в Российской Федерации в настоящее время полностью отсутствует промышленное производство универсально-пропашных тракторов. Главными причинами такого положения является отсутствие государственного заказчика на данную продукцию. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в настоящее время не выполняет функцию заказчика. Нет механизма, по которому Минсельхоз РФ мог бы требовать от Минпромторга производить ту продукцию, которая необходима аграрному сектору. Сейчас сложилась такая ситуация, что при том диспаритете цен на продукцию машиностроения, энергоносители и продукцию сельского хозяйства основная масса работающих в аграрном секторе организаций не способна покупать сельхозтехнику (в том числе и тракторы) в достаточном объеме для расширения производства и, соответственно, продукция отечественного сельхозмашиностроения, при условии хорошего качества исполнения, будет ориентирована на внешний рынок. В свое время наша страна была лидером по техническим решениям, которые отечественные конструкторы заложили в схему универсально-пропашного трактора класса тяги 2. Это было время начала 70-х годов прошлого века.

Рассмотрим более детально различия между универсально-пропашными тракторами, «классической» и «интегральной» схемами.   Универсально-пропашные тракторы, выполненные по «классической» схеме, получили широкое распространение во всем мире и широко используются в настоящее время. Однако у такой схемы трактора есть и серьезные недостатки, приведем некоторые из них:

- недостаточная продольная устойчивость трактора традиционной схемы при агрегатировании его с навесной сельскохозяйственной машиной, когда на развороте необходимо ее поднять в транспортное положение. Без балластирования переднего моста при определенных условиях трактор не может работать из-за потери управляемости;

- отсутствие на тракторе свободного пространства для монтажа технологических емкостей большого объема. Установка таких емкостей слева и справа от двигателя на специальных кронштейнах трактора классической схемы приводит к значительному ухудшению обзорности, дополнительной нагрузке на управляемые колеса, возможной перегрузке передних шин, затруднению технического обслуживания агрегатов двигателя, нарушению техники безопасности и повышенной трудоемкости монтажа и демонтажа емкостей;

- теоретически возможно, а практически недопустимо агрегатирование на передней навесной системе трактора «классической» схемы сельскохозяйственных машин, в том числе и с приводом от ВОМ, так как это значительно перегружает передние колеса, ведет к образованию глубокой колеи, затрат на перекатывание, переуплотнению почвы по колее.

В настоящее время некоторыми тракторостроительными фирмами ведутся работы по созданию моделей тракторов новой компоновочной схемы – с колесами одинакового размера, с измененной развесовкой и смещением кабины в середину колесной базы энергосредства. Особенно это просматривается в конструкциях универсально-пропашных тракторов мощностью свыше 100 л. с. и заключается в следующем:

- увеличиваются размеры передних колес;

- увеличивается доля массы трактора, приходящейся на передний мост с целью улучшения продольной устойчивости и повышения степени участия переднего ведущего моста в создании касательной силы тяги трактора;

- смещается кабина вперед как с целью изменения развесовки, так и с целью освобождения пространства над задней осью для размещения технологических емкостей;

- в дополнительные опции включаются переднее навесное устройство и передний ВОМ. Однако большинство универсально-пропашных тракторов продолжает выпускаться по схеме с передними колесами меньшего размера, что обусловлено налаженным производством, запатентованными техническими решениями и существующим спросом на продукцию. Однако многие тракторостроительные фирмы идут по пути увеличения передних колес тракторов в сравнении с предшествующими моделями, приближаясь по размеру к задним колесам, имея одинаковую с ними ширину. На ряде моделей тракторов с распределением массы по мостам 50 % на 50 % кабина устанавливается по центру. В настоящее время основным производителем колесных универсально-пропашных тракторов «интегральной» схемы на мировом рынке является британская компания JCB, которая в своем модельном ряду имеет ряд тракторов Fastrac, выполненных по «интегральной» схеме, с мощностью двигателя от 119 до 165 кВт.

Что понимается под определением универсально-пропашной трактор «интегральной» схемы? Это сумма принципиально новых отличительных качеств (принципов), расширяющих технологические возможности его применения в различных сферах деятельности:

- развесовка трактора в статике распределяется в пропорции 60 % – на передний и 40 % – на задний мост энергосредства;

- трактор оборудован передней и задней гидравлическими навесными системами;

- колеса трактора имеют одинаковый размер;

- валы отбора мощности для привода различного технологического оборудования располагаются спереди, сзади и сбоку;

- кабина трактора располагается по центру, между мостами, и обеспечивает возможность быстрого перевода энергосредства на реверс;

- за кабиной располагается технологическая площадка для монтажа различного оборудования, в т.ч. гидроманипуляторов, седельного транспортного устройства, емкостей для сельхозматериалов и жидкостей;

- трактор имеет достаточное количество гидровыводов для обеспечения приводов агрегатируемого с ним оборудования;

- для рациональной, экономически выгодной эксплуатации трактора должен быть предусмотрен большой диапазон скоростей, в том числе «ползучих» через ходоуменьшитель; необходимость в таких скоростях требуется в овощеводстве;

- переключение передач должно осуществляться без разрыва потока мощности при движении трактора под нагрузкой;

- энергосредство должно иметь минимальную эксплуатационную массу с целью обеспечения удельного давления на почву в пределах 0,8…1,1 кг/см2, не более. Кроме того, должны быть предусмотрены возможности:

- сдваивания передних и задних колес, в т. ч. с пропуском рядка культурных растений между узкими колесами каждого борта с целью обеспечения требуемого удельного давления на почву;

- конструкции ходовой системы должны иметь различные схемы поворота (управление только передними колесами, передними и задними в разные стороны, передними и задними в одну сторону «краб»), что обеспечивало бы движение колес след в след на поворотах и в четыре следа при прямолинейном движении;

- агрегатирования сельскохозяйственных машин из шлейфов тракторов класса 1,4 и 3;

- передачи через ВОМ трактора до 90 % мощности двигателя;

- создания различных модификаций (высококлиренсной, лесной, промышленной), в том числе и на гусеничном ходу. Совершенно очевиден большой потенциал, который открывается при разработке новых технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур с применением нового трактора. Агрегатирование сельскохозяйственных машин на передней навесной системе при выполнении междурядных обработок существенно снижает величину защитных зон культурных растений, что уменьшает экологическую нагрузку на окружающую среду за счет снижения применения гербицидов. Совмещение операций в одном проходе агрегата позволяет заменить при посеве сплошное внесение химических препаратов на полосное. На междурядных обработках пропашных культур для снижения удельного давления на почву со стороны движителей и для уменьшения их воздействия на культурные растения трактор оборудуется сдвоенными колесами с возможностью пропуска рядка между ними. При разработке конструкций уборочных машин возможен вариант их агрегатирования на задней навесной системе трактора при его переводе на полный реверс. Много интересных предложений может быть и по оборудованию, монтируемому на технологической площадке трактора.

Из сказанного ясно, что в настоящее время в Российской Федерации налажено производство колесных тракторов общего назначения. В тоже время в Российской Федерации полностью отсутствует производство колесных универсально-пропашных тракторов классов 1,4 и 2, необходимых при производстве пропашных и овощных культур. Ниша производства универсально-пропашных колесных тракторов класса 2 может составить с учетом внешнего рынка порядка 60 тысяч тракторов в год. Кроме сельского хозяйства тракторы «интегральной схемы» в виде модификаций найдут и уже находили широкое применение в газовой, нефтяной, лесной, коммунальной, дорожно-строительной, железнодорожной и других отраслях хозяйства, что позволит без больших производственных затрат существенно расширить реализацию тракторов на рынках сбыта, где цена на технику традиционно выше, чем в сельском хозяйстве. Трактор такого класса и такой конструктивной схемы будет широко востребован и за границей. Российскому сельхозпроизводителю нужны современные тракторы, максимально отвечающие технологическим, экологическим и экономическим требованиям. В парке тракторов сельскохозяйственного предприятия особое значение отводится универсально-пропашным моделям, способным работать на различных междурядьях сельскохозяйственных культур в процессе вегетации растений. При этом они должны обладать необходимыми техническими характеристиками, которые обеспечат выполнение агротехнических требований. Из указанных моделей тракторов по своим характеристикам лучшими агротехнологическими качествами, предъявляемыми к универсально-пропашному трактору, обладают модели Fastrac 2170 британской компании JCB и трактор ЛТИ 162.5, производство которого готовится на новом предприятии в г. Ижевске. У отечественной модели есть масса преимуществ, в том числе доступная для российских аграриев цена.


Комментарии (1)