Опубликовано 21.12.2021 22:23

Транспорт для перевозки живой рыбы

Выращивание моллюсков в промышленных объёмах и выстраивание логистики по их поставке на российский рынок явление новое. Развиваться оно начало в последние годы, когда в приморских регионах России – в Крыму и на Кавказе – появились хозяйства, которые производят продукцию марикультуры в промышленных объёмах (от 200 тонн и более) для поставки на российский рынок и в торговые сети

С вводом в эксплуатацию Крымского моста востребованность в марикультуре в континентальной части России только возрастет. И здесь возникает вопрос: как быстро и качественно доставить скоропортящуюся продукцию потребителю.

Сегодня транспорт для перевозки живой рыбы можно разделить на три группы: транспорт для перевозки посадочного материала, живой товарной рыбы и транспорт для перевозки молюсков.

Рассмотрим, прежде всего, транспорт для перевозки посадочного материала – малька рыбы. Посадочный материал, как правило, перевозится на дальние расстояния. Поэтому помимо сохранения малька в живом виде очень важна устойчивость транспорта на шоссе и свобода совершения манёвров автомобиля при движении, поскольку рыба перевозится в воде, а вода – это свободно переливающаяся жидкость, которая на поворотах естественно способствует увеличению крена автомобили и, как следствие, может послужить причиной его опрокидывания. Вот почему емкости с мальком или с рыбой небольших навесок до 500 грамм располагают на достаточной минимальной высоте от дороги, а также делят на несколько контейнеров, каждый из которых оборудован либо автономной системой подачи кислорода, либо централизованной на все контейнеры.

В случае выхода из строя централизованной системы подачи кислорода погибает вся рыбы. В то время как при автономной системе оксигенации рыба гибнет только в том контейнере, в котором этот кислород закончился. Впрочем, всегда существуют запасные баллоны с жидким кислородом.

Контейнеры на транспорт устанавливаются стандартные объёмом от 2 до 5 м³. Количество рыбы зависит от требуемой плотности посадки и вида рыбы. Например, в двухкубовом контейнере можно перевести до 500 кг форели, а карпа – 1 500 кг.

Естественно, такие же контейнеры перевозят и железнодорожным и морским транспортом. Существуют специальные вагоны для этих перевозок с установленной системой оксигенации и контейнеры для авиатранспорта. Каких-либо производителей здесь не выделить, поскольку всё оборудование комплектуется отдельно, ставится на трейлер или платформу и прицепляется к тягачу.

Для перевозки живой товарной рыбы на убой или на не очень большие расстояния могут применятся живорыбные машины – цистерны. Все хорошо помнят автоцистерны с надписью «Живая рыба». Если расстояния небольшие, то цистерны могут быть не оборудованы установками для подачи кислорода. Тогда в них перевозится меньше рыбы и наливается больше воды. Цистерны бывают от 3-х до 12-ти тыс. литров и могут устанавливаться как на автомобильном шасси, так и на прицеп.

Такие же грузовики есть и у компании Renault. Также широко используются шасси автомашин ГАЗ и отечественные цистерны со специальным покрытием.

Что же касается интенсивно развивающегося сейчас сектора марикультуры – товарных моллюсков, таких как мидия и устрица, то обычно эти объекты ввиду своей «скоропортности» и удаленности ферм от основных центров потребления отправляются авиатранспортом в специальной таре, что естественно увеличивает конечную себестоимость продукции. При этом во время транспортировки, перевалки и хранения часть продукции погибает и не может быть использована в дальнейшем.

Поскольку для торгового сегмента HoReCa, который является основным местом реализации свежих мидий и устриц преимущественное значение имеет качество и состояние этой продукции, целесообразно использовать способ доставки живой мидии и устрицы в специальных 40-футовых контейнерах, оборудованных танками для содержания моллюсков с замкнутой системой циркуляции, насыщения кислородом и биологической очистки воды. Срок доставки и/или хранения в таких условиях увеличивается до 30-ти суток. И клиент в этом случае получает свежайшую мидию или устрицу прямо к столу.

Контейнеры для перевозки моллюсков удовольствие пока дорогое. Изначально контейнеры создавались для отправки моллюсков на дальние расстояния с использованием судов-контейнеровозов. Потом их начали ставить на траки и перевозить по дорогам. Производители этих контейнеров стоимостью около 100 тыс. евро – голландцы. В России такие контейнеры пока не производят.

Впрочем, есть вариант – итальянские автомобили (стоимость – 60-75 тыс. евро), в кузове которых установлена такая система. Правда, контейнер предназначен для перевозки 5 тонн моллюсков, а такие машины – для 2 тонн. Поэтому используются они, в основном, для развоза моллюсков из бассейнов хранения по ресторанам.

Автор: Владимир Мазанов, исполнительный директор компании «Марикультура Мурманск»


Комментарии (2)