Опубликовано 23.12.2022 15:16

Тяжеловозные породы – лекция 7.7

Выведение лошадей тяжеловозных пород относится к периоду развития капитализма, когда под влиянием роста городов и промышленных центров возникла потребность в крупной упряжной лошади для перевозки различных грузов. Первые тяжеловозные породы созданы в XVIIIXIX столетиях в странах развитого капитализма – Англии, Бельгии и Франции. В XVIII столетии в Англии были выведены шайрская, суффолькская и клейдесдальская породы; в первой половине XIX столетия в Бельгии – брабансонская и арденская; во Франции – першеронская.

В дореволюционной России была создана породная группа тяжеловозных лошадей под название битюг, которых разводили в Воронежской губернии. Однако необходимых мер по их сохранению не было принято, в результате тяжеловозное коневодство России развивалось под влиянием иностранного. Ввоз арденов, брабансонов, клейдесдалей, шайров и першеронов в Россию и разведение их в конных заводах, а также метизация ими лошадей в крестьянских хозяйствах начались в середине XIX столетия. К началу XX столетия вокруг крупных городов и промышленных центров (Петербург, Москва, Нижний Новгород, Ярославль, Иваново-Вознесенск) сложились районы, где тяжеловозное коневодство оказалось преобладающим.

После Великой Октябрьской социалистической революции были приняты меры, направленные на развитие отечественного тяжеловозного коневодства. В центрально-черноземных областях РСФСР и на Украине были организованы конные заводы, госплемрассадники и племенные фермы; в широких масштабах проводилось скрещивание местных кобыл с тяжеловозными жеребцами; были разработаны методы племенной работы с помесным поголовьем, техника тренинга и испытаний лошадей; началось издание племенных книг и т.д. В результате большой и целенаправленной племенной работы в СССР были созданы отечественные тяжеловозные породы – советская, русская, владимирская и латвийская тяжелоупряжные, которые по своим хозяйственно-полезным и племенным качествам наилучшим образом отвечают интересам нашего народного хозяйства. Характеристика этих пород приведена в таблице 7.7.

Советская тяжеловозная порода. Выведена в Починковском и Мордовском конных заводах и на племенных фермах Ярославского, Починковского и Мордовского госплемрассадников в результате скрещивания местных кобыл упряжного типа разнообразного происхождения (помеси арденов, першеронов, битюги) с жеребцами брабансонской породы. Завозить брабансонов из Бельгии в Россию начали со второй половины XIX столетия и прекратили в 30-х годах текущего столетия. Брабансонских жеребцов вначале случали с крупными кобылами упряжного типа для получения помесей от второго до четвертого поколений, в дальнейшем помесей желательного типа разводили воспроизводительным методом.

Континентальный климат, кормление помесей преимущественно грубыми кормами (сено, солома), широкое использование их на сельскохозяйственных работах способствовали формированию среднекрупных лошадей, характеризующихся сухостью телосложения. В результате целенаправленной работы был создан большой массив лошадей тяжеловозного типа, значительно отличавшихся от выводных брабансонов. Лошади этого типа намного суше, гармоничнее, подвижнее и несколько мельче брабансонов (рис. 7.25.).

Советские тяжеловозы отличаются спокойным энергичным темпераментом, высокими рабочими качествами, нетребовательностью к содержанию и хорошей оплатой корма. К особенностям их экстерьера относятся средний рост, средняя по величине голова с широкими ганашами, мускулистая коротковатая шея, низкая широкая холка, широкая иногда мягкая спина, ровная широкая поясница, раздвоенный свислый круп, широкая глубокая с округлыми ребрами грудь, сухие средней длины конечности (иногда встречается саблистость, мягкие бабки и косолапость), умеренная оброслость гривы, хвоста и щеток.

Преобладающая масть рыжая, рыже-чалая, встречаются лошади гнедые, гнедо-чалые, бурые, игреневые и вороно-чалые. Советский тяжеловоз отличается высокой грузоподъемностью.

Так, жеребец Форс рождения 1951 г. на сцепе полков с пневматическими шинами провез груз массой 22291 кг (расстояние 35 м). Кобылы плодовиты и высокомолочны.

На кумысной ферме Опытного конного завода молочная продуктивность кобыл в 1968 г. составляла в среднем 3287 л, а от кобылы Франтихи за 205 дней лактации получено 3310 л товарного молока.

Лошади этой породы скороспелы, с трех лет используются на работах и поступают в воспроизводящий состав. Жеребята растут интенсивно, достигая к 6-месячному возрасту массы 365-375 кг, а к 12-месячному – 525-540 кг.

Высокая скороспелость, большая живая масса (жеребцов 750 кг, кобыл 650 кг), хорошая оплата объемистого корма приростом живой массы характеризует советскую тяжеловозную породу как довольно перспективную при мясном и молочном направлении коневодства.

Основной метод племенной работы с породой – чистопородное разведение по линиям. В породе создана своя генеалогическая структура, выделяют лошадей основного, утяжеленного и облегченного типов. Наиболее многочисленными являются линии Румба, Боже, Режима, Жасмина, Ковбоя и Флейтиста.

Советских тяжеловозов разводят в зоне развитого земледелия как в европейской, так и в азиатской части СНГ. Лучшие коневодческие фермы находятся в Ярославской, Горьковской, Владимирской и Тамбовской областях, на Украине и в Мордовии. Наиболее ценное поголовье сосредоточено в Починковском конном заводе Горьковской области и в Мордовском конном заводе.

Русская тяжеловозная порода. Работа по ее созданию началась в XIX столетии, когда из Бельгии в Россию стали завозить мелких тяжеловозов – арденов. Последние отличались подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к кормлению и содержанию. Вместе с тем они не были лишены экстерьерных недостатков, которые под действием отбора вскоре были изжиты и ардены получили в России широкое распространение. Чтобы быстрее увеличить поголовье арденов, их разводили не только в чистоте, но и скрещивали с кобылами других пород упряжного типа, преимущественно брабансонов и першеронов.

После революции арденов сосредоточили в конных заводах, племенная работа с ними была направлена на консолидацию типа некрупной сухой лошади, сочетающей высокую работоспособность, доброезжесть и гармоничность сложения с неприхотливостью к условиям кормления и содержания. В результате целеустремленной племенной работы сложился большой массив довольно однородных рабочих лошадей, получивших в 1952 г. название русской тяжеловозной (рис. 7.26.).

Русские тяжеловозы распространены на севере, западе и юге европейской части России частично в Сибири. Они некрупны, но широкотелы, крепкой конституции, с энергичным темпераментом, долговечны и высокоплодовиты. Особенно ценное качество их – неприхотливость к корму, причем они хорошо его усваивают и сохраняют упитанность. На работах русских тяжеловозов используют до 20-летнего возраста, а в племенных целях – до 25 лет. В конных заводах в расчете на 100 кобыл получают по 80 и более жеребят. Русские тяжеловозы отличаются хорошими мясными качествами и высокой молочностью, что открывает перспективу широкого их использования как продуктивных животных. Выращенные в табунных условиях помеси первого поколения с казахской лошадью, превосходят по живой массе последнюю на 15-20 кг. От кобыл русской тяжеловозной породы получают за лактацию до 2500-3000 л молока.

Русский тяжеловоз относится к группе мелких тяжеловозов. Он характеризуется небольшой, но широколобой головой; короткой мускулистой шеей; низкой широкой холкой; растянутой и широкой иногда мягковатой спиной; ровной и широкой поясницей; раздвоенным свислым крупом; глубокой длинной и широкой грудью; относительно короткими, сухими правильными конечностями с небольшой оброслостью. Масть преимущественно рыжая разных оттенков, встречаются лошади рыже-чалой, гнедой, гнедо-чалой, вороной, игреневой и серой масти. Рабочие качества русского тяжеловоза высокие.

В породе выделены лошади уральского и украинского (новоалександровского) типов. Первые отличаются более крупным ростом, лучшей линией верха и высоким выходом шеи. Вторые – обычно не крупные, но достаточно массивные, сухие, гармоничного телосложения с некоторой растянутостью спины. В породе созданы линии Караула, Ларчика, Рубикона, Поденщика, Лазутчика, Коварного, Горностая и Разрядника. Лучшая часть племенного поголовья породы сосредоточена в Ново-Александровском (Ворошиловоградская область), Куединском (Пермская область), Красноармейском (Свердловская область) и Мстиславском (Могилевская область) конных заводах.

Основной метод совершенствования русских тяжеловозов – чистопородное разведение по линиям. Отбор ведут по крупности, типичности, экстерьеру, работоспособности, долговечности, плодовитости и молочности.

Высокие племенные и пользовательные качества русских тяжеловозов создали им большую популярность и способствовали широкому их распространению. В настоящее время по численности поголовья они занимают первое место среди других тяжеловозных пород.

Владимирская тяжеловозная порода. Выведена на племенных фермах колхозов Владимирской и Ивановской областей, где крестьяне издавна занимались выращиванием укрупненных лошадей, скрещивая местных кобыл с орловскими, арденскими, суффолькскими, шайрскими и клейдесдальскими жеребцами. С 30-х годов началась углубленная племенная работа по созданию владимирского тяжеловоза. Наибольшее влияние на формирование породы оказали клейдесдальские жеребцы. Работа в основном сводилась к их скрещиванию с улучшенными местными кобылами до третьего-четвертого поколения и к последующему разведению помесей желательного типа «в себе». В потомстве стремились закрепить тип крупной, массивной лошади сухой конституции с хорошими аллюрами. Большое значение при этом имело интенсивное кормление лошадей.

Большую работу по выведению породы провели Гаврилово-Посадская государственная заводская конюшня (организована в 1886 г.) и Гаврилово-Посадский государственный племенной рассадник (1936 г.), объединивший племенную работу 98 коневодческих ферм завершили в 1946 г. выведение владимирского тяжеловоза. Выращиванием племенного молодняка и распространением владимирских тяжеловозных лошадей успешно занимались организованные в 1948 г. при Гаврилово-Посадской и Владимирской заводских конюшнях питомники молодняка, а в 1952 г. Владимирский государственный племенной рассадник.

Для владимирских тяжеловозов характерны крупный рост, растянутый и массивный тип телосложения, хорошо развитый костяк. Голова у лошадей крупная, длинная, с выпуклым профилем, но сухая; шея длинная, мускулистая; лопатка длинная, косо поставленная; холка высокая, длинная; спина широкая, удлиненная, иногда мягковатая; круп длинный, широкий, раздвоенный; поясница ровная, широкая; грудь широкая, глубокая; ноги длинные, сухие, правильно поставленные; копыта большие, но плосковатые; оброслость гривы, хвоста большая (рис. 7.27.).

У некоторых лошадей отмечается значительная оброслость конечностей (фризы), из-за чего они предрасположены к развитию мокрецов. Масть гнедая, реже вороная или караковая с белыми отметинами ног и головы. Средняя живая масса жеребцов в конных заводах 760 кг, кобыл – 680 кг. Высокие рабочие качества лошадей удачно сочетаются с большой выносливостью, добронравием и энергичным темпераментом. Движения на шагу и рыси размашистые, свободные. Могучие и красивые владимирские тройки очень популярны. Лошади неприхотливы к условиям кормления и содержания, хорошо акклиматизируются на Урале и в Сибири. Кроме основной зоны, их разводят в качестве улучшателей упряжных лошадей в Костромской, Тамбовской и Московской областях, Марий и Татарстана.

В породе созданы своя структура, внутрипородные типы и линии. Различают лошадей массивного типа, с удлиненным туловищем, тяжелой головой и сильно обросшими конечностями и основного типа. Последние несколько меньше ростом, с более сухими конечностями и легкими свободными движениями. Ведущими в породе являются линии Литого, Ландыша, Холода, Глен Альбина, Аргуса и Шерифа. Основной метод работы с породой – чистопородное разведение по линиям с использованием умеренного инбридинга на выдающихся родоначальников и кросс сочетающихся линий. Лучшее маточное поголовье лошадей сосредоточено в Гаврилово-Посадском (Ивановская область) и Юрьев-Польском (Владимирская область) конных заводах.

Владимирских тяжеловозов в Казахстане разводит племенное крестьянское хозяйство Ак-Бура для изменения недостатков местных пород. В хозяйстве используются следующие жеребцы – производители: Кантемир 1995 года рождения, Барон 1995, Ак-Бура 1996, Титаник 1997, Гром 1998, Бортэк 1999 и Британик 2001 года рождения.

Першеронская порода. Выведена во Франции в начале XIX столетия прилитием к местной упряжной лошади тяжелого западного типа крови представителей восточных пород (главным образом арабской). В Россию першеронов начали завозить в середине прошлого столетия. В результате их скрещивания с орловским рысаком и лошадьми ряда других пород, а также под влиянием более сухого континентального климата, иных условий кормления, использхования на работах и в племенных целях першероны приобрели более сухую конституцию, энергичный темперамент, компактное туловище. Этим они и отличаются от массивных французских першеронов (рис. 7.28.).

Лошадям першеронской породы присущи крупный рост, высокая работоспособность. Голова у них большая, широколобая; шея высоко поставленная, длинная и мускулистая; холка хорошо выраженная; грудь широкая с округлыми ребрами; спина и поясница широкие; круп широкий и длинный, менее раздвоенный и свислый, чем у других тяжеловозов; лопатка длинная, косо поставленная; конечности средней длины, сухие. Из недостатков встречается саблистость задних ног и сырость суставов. Масть серая и вороная. Наиболее широко распространены першероны в Воронежской и Тамбовской областях, где имеются племенные фермы по разведению их. В Ульяновской области першеронов разводит Октябрьский конный завод.

Литовская тяжелоупряжная порода. Выведена в 1925-1963 гг. в Литве в результате поглотительного и воспроизводительного скрещивания местных лошадей с арденскими, бретонскими, русскими и советскими тяжеловозами. Потребность в крупной рабочей лошади в Литве возникла во второй половине XIX столетия в связи с развитием промышленности, транспорта и с интенсификацией земледелия. В 1923-1925 гг. из Швеции в Литву было завезено около 160 жеребцов-производителей и около 400 кобыл шведских арденов. При скрещивании местных кобыл с арденами были получены крупные, массивные, сухие и подвижные лошади, отвечавшие требованиям сельского хозяйства. В дальнейшем помесей желательного типа, в основном второго и третьего поколений, разводили «в себе».

В послевоенный период их улучшали арденскими, русскими и советскими тяжеловозами (рис. 7.29.).

Литовская упряжная лошадь представляет собой тип тяжеловозов средней массивности, среднего роста, отличающегося крепкой конституцией, хорошо развитой мускулатурой, широкими спиной и поясницей, глубокой грудью, широким и раздвоенным крупом, короткими конечностями. Масть преимущественно рыжая и гнедая. Из экстерьерных недостатков встречается мягкость спины, косолапость, саблистость и икс-образная постановка задних конечностей. Лошади присущи крепкое здоровье, скороспелость, плодовитость и долголетие. В последние годы литовских тяжеловозов экспортируют как мясных животных. За период 1971-1974 гг. из Литвы было экспортировано для убоя на мясо свыше 20000 лошадей.

Материал для лабораторно-практического занятия

Цель занятия. Ознакомиться с планом районирования конских пород в СНГ, классификацией конских пород по направлениям рабочей производительности, особенностями экстерьера, типа конституции и производительности лошадей, а также с основными породами, разводимыми в республике, крае, области; научиться отличать лошадей одной породы от другой, составлять родословную на лошадь и выявлять родоначальников линии.

Необходимые пособия и материалы. Теоретическая часть настоящего курса. Фотографии, цветные репродукции типичных представителей отдельных пород, муляжи, диапозитивы, кинофильмы, схемы выведения пород, таблицы рекордов, план породного районирования лошадей в СНГ; государственные племенные книги лошадей, разводимых в зоне расположения учебного заведения пород.

Задание 1. Установить происхождение двух – трех лошадей по заводским книгам или племенным свидетельствам, имеющимся в хозяйстве.

Задание 2. Описать экстерьер двух племенных лошадей различных пород и отметить особенности их телосложения.

Задание 3. Выяснить методы разведения лошадей в хозяйстве и определить по документам их породность.

Задание 4. Дать характеристику породному составу лошадей в хозяйстве.

Задание 5. Определить породу лошадей по фотографиям или муляжам.

Задание 6. Вычислить и сравнить промеры и индексы телосложения 10 племенных кобыл, записанных в государственные племенные книги трех разных пород, и сделать заключение о их породных различиях.

Порядок проведения занятия. В аудитории студенты знакомятся с породами лошадей по фотографиям, диапозитивам, кинофильмам и муляжам. Изучают особенности экстерьера и рабочие качества лошадей разных пород. По карте породного районирования лошадей они знакомятся с распространением отдельных пород в стране, республике, крае, области, а по данным госплемкниг – с родословными двух – трех лошадей и приобретают навыки по проведению анализа племенных записей. Очень важно организовать экскурсии на выставки и выводки, на ипподромы, в конные заводы, манежи, на племенные фермы.

Контрольные вопросы

1. Что Вы знаете о плане породного районирования лошадей в СНГ, республике, крае, области?

2. Чем характеризуются породы степных и лесных лошадей?

3. Каковы основные признаки лошадей чистокровной верховой породы? Какую роль сыграла эта порода в создании полукровного коневодства бывшего союза?

4. Каковы характерные особенности лошадей кустанайской породы?

5. Как создавалась орловская рысистая порода? Каково значение этой породы для массового коневодства?

6. Что Вам известно о путях повышения резвости русского рысака?

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимбеков Б.Р., Муслимов Б.М., Акимбеков А.Р.и др. Коневодство (на казахском языке). ТОО «Костанайполиграфия», 2007-255 с.

2. Акимбеков А.Р., Баймуканов Д.А., Юлдашбаев Ю.А., Демин В.А., Исхан. К.Ж. Коневодство (ISBN 978-5-906923-27-1). - Москва: КУРС: ИНФРА-М, 2018. – 400 с.

3. Анашина Н.В., Гусев Ю.П., Ковешников В.С. и др. Справочник по коневодству.-М: « Колос», 1983-196 с.

4. Барминцев Ю.Н., Кожевников Е.В. Коневодство в СССР-М: «Колос», 1983-160 с.

5. Красников А.С. Коневодство. - М., Изд. «Колос», 1973-311с.

6.Федотов П.А. Коневодство.-М: ВО «Агропромиздат», 1989. -271 с.

Лекционный материал подготовил:

Баймуканов Дастанбек Асылбекович
Главный научный сотрудник отдела животноводства, ветеринарии, анализа кормов и молока Товарищество с ограниченной ответственностью «Научно-производственный центр животноводства и ветеринарии», 010000 (Z10P6B8), Республика Казахстан. г. Астана, ул. Кенесары, 40, офис 1505

Исхан Кайрат Жалелович
Заведующий кафедры физиологии, морфологии и биохимии имени академика Н.У. Базановой Некоммерческого акционерного общества «Казахский национальный аграрный университет», 050013, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. Абая, 28


Комментарии (0)