Опубликовано 14.04.2023 18:43

«Ремдеталь» на новый лад, или Почему в России необходимо создать индустрию по восстановлению запчастей на сельхозтехнику

После ухода с российского рынка ряда ведущих западных компаний-производителей сельхозтехники и комплектующих аграрные хозяйства столкнулись со значительными трудностями в эксплуатации и обслуживании техники. Отраслевые маркетплейсы пестрят объявлениями о покупке хозяйствами импортных запчастей или их аналогов.

Логисты отмечают, что параллельный импорт не справляется с удовлетворением потребностей аграрных хозяйств в запчастях на комбайны, тракторы и другую сельхозтехнику западного производства. В такой ситуации эксперты видят решение проблемы дефицита запчастей на импортную технику в создании индустрии восстановления комплектующих и в повторном их использовании.

– Правительство РФ в феврале текущего года поручило Минфину, Минпромторгу и Минэкономразвития проработать вопрос о  создании в России индустрии по восстановлению подержанных автозапчастей для их дальнейшего использования. Полезная инициатива, которую неплохо было бы распространить и на сегмент АПК, – рассказал «Актуальным агросистемам» доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник ФНАЦ ВИМ Валентин Лялякин. – Запчастей на импортную сельхозтехнику катастрофически не хватает, а в АПК России, по различным оценкам, удельный вес восстановленных деталей для техники составляет не более 5-7 % от поставок новых. Восстановление комплектующих могло бы дать колоссальную экономию. Главное, что изобретать велосипед в этом деле не нужно, практика восстановления изношенных деталей была широко распространена в СССР в 80-е годы. В 1979 году по решению правительства СССР было создано Всесоюзное научно-производственное объединение «Ремдеталь», которое эффективно проработало 24 года. В состав объединения входили: научно исследовательский институт, опытно-конструкторское проектно-технологическое бюро с филиалами, расположенными в различных регионах страны, и 12 опытных заводов. При стоимости восстановленных деталей ниже стоимости новых на 20-30 % ежегодно экономились не менее 12-15 % новых запасных частей и было сэкономлено свыше 500 тыс. тонн литья и 150 тыс. тонн проката! Ежегодно восстанавливали до 650 наименований деталей. В 1986 году удельный вес восстановленных деталей составил 19,6 % от поставки новых. В организации индустрии восстановления деталей был реализован по-настоящему государственный подход. Конструкторами опытных заводов было разработано и внедрено 40 поточно-механизированных линий, разработано и внедрено более 1,5 тысяч новых технологических процессов, 320 единиц технологического оборудования для восстановления деталей. Все это внедрялось на ремонтные предприятия отрасли. Разумеется, для того чтобы подобная система заработала на данном этапе, потребуется принять ряд законопроектов. Правительство считает нужным привлечь к ремонту б/у деталей малый и средний бизнес, предусмотреть для них налоговые льготы, ввести таможенную защиту для внутренних производителей от внешнего рынка по локальным артикулам. Это положительный момент. Признается также важным на законодательном уровне исключить претензии правообладателей по оригинальным кодам восстанавливаемых деталей. Конечно, эти меры необходимы, но понадобится еще большая работа, в которой нужно провести анализ существующих технологий, оборудования для восстановления деталей. К важному направлению в организации восстановления комплектующих следует также отнести сбор изношенных деталей, эту работу можно организовать через специальную сеть, не просто продавать восстановленные детали, а реализовывать их при условии предоставления изношенных. Конечно, всю эту работу должны координировать Минсельхоз России и другие правительственные структуры.

Больше актуальных обзоров на нашем сайте https://newsapk.ru


Комментарии (1)