01.12.2019

Овощеводство в России

На большей части территории России сложно получать стабильные урожаи из-за непредсказуемого климата. А спрос в нашей стране предсказать невозможно из-за падения покупательной способности населения. Мы опросили экспертов, чтобы понять, как снизить риски в овощеводстве.

Овощеводство — это огромный пласт сельского хозяйства: всего в мире возделывают около 120 овощных культур, из которых примерно полсотни можно встретить почти в любой стране. Неудивительно, что спрос на овощи в целом непредсказуем и сильно колеблется в зависимости от сезона, погоды и состояния экономики.

«Спрос на овощи за последний год в целом был неустойчивый. По данным GfK, за период с июля 2018 по июнь 2019 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее зафиксировано снижение потребления. Наибольший вклад в падение овощей внесли белокочанная и краснокочанная капуста. Однако положительную динамику показывает тыква и брюссельская капуста, что связано со снижением средней цены за килограмм продукции и ЗОЖ-трендами», — обобщает положение дел на этом рынке старший исследователь отдела потребительской панели GfK Rus Меланья Саакян.

Экспорт

Россия всё больше переходит от импортозамещения к экспорту. Теперь чаще всего проблему рентабельности в АПК стараются решить при помощи вошедшего в моду экспорта — за границей и цены выше, и многие ниши могут быть свободными. Например, за последние годы российское мороженое завоевало определённую популярность в Китае, туда же устремились другие молочные продукты, хотя пока и с меньшим успехом.

С экспортом российских овощей, правда, не всё так хорошо. Практически весь объём произведённой продукции продаётся внутри страны. При этом российским товарам приходится ещё и конкурировать с импортом, в основном из Беларуси (см. текст «Популярность не вердикт»).

По данным пресс-службы Российского Экспортного Центра (РЭЦ), экспорт овощей из России относительно небольшой по сравнению с другими группами продукции АПК. Так, поставки овощей из России в 2018 году составили 1772 тыс. т или $530 млн в денежном выражении (за 7 месяцев 2019 года — 893,5 тыс. т или $315 млн). Тем не менее экспорт овощей динамично развивается: в физическом объёме среднегодовые темпы роста за последние 5 лет составили 23 %.

Пока основные экспортируемые культуры, по данным РЭЦ, — зернобобовые (горох, нут и чечевица). По этим культурам Россия занимает 3-е место в мире по экспорту (за 2018 год). Среди крупных товарных позиций в экспорте именно овощей — приготовленные овощи (главным образом овощные смеси), которые занимают около 15 % всего объёма экспорта овощей; прочие — 5–6 % (в основном грибы - лисички). Означает ли это, что овощеводам надо открывать собственную переработку?

Добавленная стоимость

Создать добавленную стоимость — один из основных приёмов в бизнесе. Именно поэтому нефтедобывающие страны стараются создать собственную переработку нефти, чтобы продавать не сырьё, а уже готовое топливо. Тот, кто продаёт готовый продукт, обычно зарабатывает больше тех, кто продает сырьё.

Исходя из этого, в овощеводстве самый очевидный путь к добавленной стоимости — это переработка. «На рынке переработки овощей сегодня довольно низкая конкуренция. Её объём незначителен по сравнению с объёмом собираемой продукции. При этом существует возможность получения дешёвого сырья в сезон», — рассказывает партнёр практики АПК компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. Инвестиции в переработку могут добавить диверсификацию и увеличить прибыльность как производителям овощей открытого грунта, так и компаниям, осуществляющим хранение, констатирует она.

Динамика экспорта овощей из России

ТНВЭД

продукт

Стоимость, тыс. долл.

Вес, тонн

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

7 мес. 2019 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

7 мес. 2019 г.

0701

Картофель

17 347

22 430

23 673

22 669

15 040

164 061

221 623

187 251

185 461

109 476

0702

Помидоры

3 461

2 311

4 382

4 909

3 718

11 753

8 984

12 630

15 406

10 067

0703

Лук и чеснок

3 751

8 821

4 679

6 238

8 174

29 176

62 635

30 242

46 026

47 704

0704

Капуста

2 368

2 220

2 755

2 821

1 834

15 670

17 177

17 973

18 231

9 184

0705

Салат-латук и цикорий

893

524

168

254

252

242

163

80

152

153

0706

Съедобные корнеплоды

2 665

3 474

3 949

4 553

2 545

13 321

25 301

24 554

27 987

12 884

0707

Огурцы

1 680

2 404

3 811

5 283

2 191

7 206

7 992

9 737

13 166

8 655

0708

Бобовые овощи

1 462

309

343

296

82

5 367

567

733

809

154

0709

Прочие свежие овощи

35 688

33 530

25 516

24 291

12 842

19 522

19 006

19 064

16 682

6 501

0710

Замороженные овощи

3 875

9 229

5 666

3 735

2 097

1 827

3 882

3 062

2 003

1 317

0711

Временно консервированные овощи

4 551

3 693

3 059

2 685

1 268

2 056

2 209

1 615

1 653

1 292

0712

Сушёные овощи

2 630

5 072

5 646

4 287

1 428

386

1 336

1 425

1 013

614

0713

Зернобобовые

322 488

385 092

410 963

324 629

186 557

926 068

961 663

1 255 268

1 358 101

636 695

0714

Тропические клубнеплоды

96

1

5

12

25

104

0

1

3

24

2001

Плодоовощные консервы с уксусом

4 279

4 905

5 377

6 854

3 904

3 664

4 569

4 692

6 588

3 973

2002

Томатные консервы

3 995

4 730

5 940

8 113

4 621

4 413

5 612

6 169

9 476

5 420

2003

Грибы консервированные

449

673

701

713

310

250

446

486

518

216

2004

Прочие замороженные приготовленные овощи

986

1 792

2 047

4 049

3 558

679

1 539

1 699

4 170

3 413

2005

Прочие приготовленные овощи

67 581

71 410

87 932

103 262

64 753

33 553

46 191

53 283

64 614

35 761

Экспорт овощей, всего

480 244

562 619

596 613

529 652

315 198

1 239 317

1 390 895

1 629 965

1 772 059

893 503

Источник: расчёты РЭЦ по данным ФТС России

Основная проблема в данном направлении бизнеса, как считают в «НЭО Центр», — его высокая сезонность: дешёвое сырьё доступно только во время уборки урожая. При наличии дополнительных мощностей для хранения возможна также переработка в течение 4 месяцев в году. Несмотря на это, сроки окупаемости совсем небольшие — по валовой прибыли отдельных производств по переработке они составляют от 9 месяцев до 1 года для производства овощного пюре и 1,5 года — для заморозки.

Для создания концепции переработки овощной продукции нужно понять, какой продукт производить, и кто будет конечным потребителем. Если в качестве примера взять овощное пюре, то покупателями продукции могут быть как другие производители конечной продукции — производители детского питания, овощных супов и полуфабрикатов, различных видов диетических продуктов, — так и конечные потребители: рестораны и сети быстрого питания, крупные сетевые супермаркеты, перечисляет Инна Гольфанд.

«Мы как производители хорошо понимаем, что открытие собственного цеха по переработке картофеля — это расширение продуктовой линейки и увеличение чистой прибыли продукции», — говорит директор по сбыту компании «Раздолье» Эмилия Зеер. По мнению компании, переработка картофеля — один из способов защиты от сезонного демпинга цен. Широкая продуктовая линейка и ассортимент переработанной продукции позволит охватить кроме стандартного рынка столового картофеля ещё и другие направления, например, переработку сырого или сухого картофеля, производство картофельного крахмала и хлопьев. При этом каждое из этих направлений будет развиваться по своим правилам. «Отсюда вывод — недополученная прибыль при реализации столового картофеля может быть компенсирована продажей продуктов переработки», — заключает Эмилия Зеер.

По её словам, есть несложные в технологическом плане варианты переработки картофеля. Например, вложения в небольшой цех по переработке сырого картофеля (чищенный вакуумированный картофель) с производительность 300–500 кг готовой продукции в час составят примерно €150–200 тыс. При этом очищенный (очищенный пастеризованный или очищенный стерилизованный) картофель можно делать из того же сорта столового картофеля, который идёт в ритейл. «То есть при переизбытке продукции мы можем смело в низкий сезон цен пустить часть картофеля на переработку и увеличить маржу в 2–3 раза, вместо того чтобы отдавать за бесценок как дешёвое сырьё», — поясняет директор по сбыту компании «Раздолье».

А вот более сложная переработка, например, в картофель для фри, требует специальных сортов картофеля, продолжает Эмилия Зеер. То же касается и переработки картофеля в чипсы. Да и затраты на данное производство будут гораздо выше. «Здесь мы говорим уже о сотнях миллионов евро на запуск такого производства, — поясняет специалист. — Если же речь идёт о производстве картофельных хлопьев и картофельного крахмала, то вложения в данное производство, как правило, составляют от €2 млн при производительности около 500 кг готовых хлопьев в час. Кроме того, для данного производства потребуются сорта с максимальным показателем сухого вещества на выходе (не менее 23 %). Это ключевой показатель при выборе сырья на данном производстве».

А тонкостями подбора сырья для производства чипсов поделилась компания «Раздолье». Там оценку чипсовых сортов производят по следующим критериям: потемнению мякоти сырых клубней, устойчивости их к механическим повреждениям, биохимическим показателям — содержанию в клубнях сухого вещества и редуцирующих сахаров. Так, содержание сухих веществ в клубнях не должно быть ниже 20 %, редуцирующих сахаров — не более 0,3 %. При этом клубни должны быть выровнены, правильной формы и с неглубоким залеганием глазков. В компании выделяют три наиболее популярных сорта картофеля, пригодных для чипсов, — Леди Розетта, Гермес и Сатурн.

Правильные гибриды

Кроме выхода на экспорт и организации собственной переработки, есть и ещё один способ снижения рисков в овощеводстве. «К сожалению, совсем избавиться от рисков в среднеазиатских условиях нельзя — у нас зона рискованного земледелия, так что ни о каком стабильном урожае разговора быть не может, — констатирует специалист «Рийк Цваан Алматы» в Казахстане Андрей Коржиков. — Однако снизить потери помогут гибриды с такими характеристиками, как высокая потенциальная продуктивность, устойчивость к вредителям и заболеваниям, а также к неблагоприятным факторам окружающей среды (способность переносить пониженные и высокие температуры воздуха и почвы, атмосферную и почвенную засуху и избыточное увлажнение и т.п.), пластичность и высокая отзывчивость на внесение удобрений». При этом совместить все эти признаки в гибриде очень сложно, потому что наблюдаются достаточно высокие отрицательные корреляции между продуктивностью и всевозможными устойчивостями, отмечает специалист.

Так, среднеплодный огурец может относительно неплохо расти при освещённости 2500 - 3500 Дж в неделю на см2, давая при этом 1 кг плодов с квадратного метра. Однако после придания ему устойчивости к мучнистой росе для получения такой же продуктивности потребуется уже 3500-4000 Дж на см2, что в зимний период выращивания является проблематичным, приводит пример Андрей Коржиков.

Проблемы с комплексной устойчивостью к вредителям и болезням в значительной мере решаются при помощи использования гибридов первого поколения. Сами же клиенты, по опыту Андрея Коржикова, обращают внимание на продуктивность гибрида, неприхотливость, устойчивость к заболеваниям, товарные качества и транспортабельность. Иногда товарные качества играют ключевую роль согласно требованию рынка.

Подбор подходящего для конкретного хозяйства гибрида — крайне важное дело, в котором порой не обходится без ошибок. Среди основных ошибок специалист называет использование неапробированных гибридов которые в новых условиях зачастую не могут реализовать свой потенциал, а также приобретение гибридов под влиянием агрессивной рекламы. «Вот свежий пример от коллег по защищённому грунту: в Чилике в этом году под давлением одной из компаний фермеры посадили новый гибрид томата вместо привычного. В результате супермаркеты отказались принимать их томаты из-за некрупного размера плодов и плохой транспортабельности», — поделился Андрей Коржиков. В таком случае есть риск потерять всё, предупреждает специалист. Поэтому можно сказать, что основой всего овощеводства, вне зависимости от того, в какой именно нише вы работаете, являются гибриды. Ведь без хороших гибридов не будет ни успешной переработки, ни выгодных контрактов с торговыми сетями, заключает он.

Текст: Илья Рубин