Дороже денег. Какую технику выбирают российские аграрии
Российские аграрии совсем не торопятся приобретать технику дружественных стран. Без сервисной поддержки и соответствия российским агротехнологическим нормам она по-прежнему проигрывает западным и североамериканским брендам. Заместить все это российской техникой тоже проблематично, устаревшие меры поддержки отрасли не отвечают новым задачам.
О том, какая техника поставляется в Россию, почему не стоит опасаться китайской экспансии, и как логичнее всего реформировать существующие меры поддержки отрасли, мы беседовали с председателем правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александром Алтыновым.
— Как на сегодняшний день обстоит дело с поставками сельхозтехники из дружественных стран?
— В принципе, результат по всем направлениям поставок из дружественных стран один – за исключением непродолжительного периода в начале поставок, вся эта техника оказалась не столь востребована. Но вот причины этого разные.
В Индии техника очень специфичная, она для нашего климата не очень подходит: у них нет кабин, машины часто «заточены» на возделывание какой-то одной культуры и вообще крайне малой мощности. В Индии 50 л.с. считается нормой для трактора, в России надо, чтобы мощность начиналась минимум от 150 л.с.
Турецкая техника для нас более привычна, так как часто собирается из европейских комплектующих, но она также для российских площадей не очень годится, это маломощные, - примерно до 120 л.с,, - и не самые комфортные по цене трактора.
То же самое можно сказать по китайским машинам. Несмотря на высокие темпы доработки под российские требования в отношении послепродажного обслуживания они ожиданий российских аграриев так и не оправдали. Практически ничего из ранее озвученных китайскими партнерами заявлений так выполнено и не было. Как следствие, к данной технике наблюдается спад интереса. Логично, что в таких условиях ни о какой масштабной экспансии или засилье китайской техники, о чем недавно так много говорили, не может идти речи. И это при том, за последнее время на российском рынке были представлены очень неплохие китайские трактора восьмой серии и средней мощности комбайны.
На дальнейшее можно предположить, что из 20-30 китайских компаний, которые столь активно заходили на российский рынок, останется 2-3 игрока, вокруг которых и будет образована привычная для российских аграриев дилерская сеть.
— Разве те условия, в которых находятся китайские производители, уже сами по себе не достаточны, чтобы изменить подход к сервису и складам?
— Во-первых, - объемы поставок китайских машин в Россию очень незначительны по сравнению с их внутренним рынком, весь наш импорт в структуре их реализации занимает доли процента. Конечно, они не готовы на структурные изменения, да и вообще, в Китае в отношении сервиса совершенно иной стиль работы, там запасные части по интернету заказывают. Во-вторых, негатива добавила история с запретом китайских грузовиков, когда летом этого года из-за несоответствия требованиям российским нормам по безопасности, грузовики Dongfeng Dongfeng, Foton, FAW и Sitrak были фактически запрещены к эксплуатации.
— А что касается поставок из недружественных стран и их сервиса?
— Тут ситуация довольно странная, несмотря на дороговизну и всяческие запреты, мы все чаще слышим, что хозяйства и крупные фермеры, возвращаются к покупке западных и североамериканских брендов. Под них есть агрегируемая техника, знания, наконец, уверенность в эффективности и надежности. Аграрии исходят из логики, что если не получается полноценно обновить машинно-тракторный парк, надо выбирать наиболее надежные варианты на критически важных работах. Думаю, этот своеобразный ренессанс будет продолжаться и в следующем году, хотя, конечно, это лишь малая часть от объемов прежних лет. Если раньше в Россию завозилось порядка 6 - 6,5 тыс. сельхозмашин в год, то сейчас речь идет о нескольких сотнях.
У дилеров западных брендов сохранились коллективы, сохранилась статистика по работе нескольких тысяч машин в течение длительного времени, они продолжают завозить запчасти, все это позволяет им предоставлять довольно квалифицированный сервис, даже несмотря на отключение всей этой техники от систем поддержки.
— На ваш взгляд, насколько заградительные меры эффективны для возрождения отечественного сельхозмашиностроения?
— Для каких-то целей они действительно были эффективны. Но дело в том, что уже на протяжении более десяти лет это одни и те же инструменты – программа №1432 и утильсбор, - а цели разные. Мы перешли от защиты внутреннего рынка и импортозамещения к обеспечению технологического суверенитета. Было бы, наверное, более правильно разрабатывать под каждую цель свой инструмент. Но эффективность существующих инструментов при столь радикальном изменении целей, похоже, никто не считает, а весь груз затрат ложится на аграриев.
— А как логичнее было бы сделать?
— Государству логичнее было бы при введении новых инструментов параллельно иметь четкие договоренности с заводами и предприятиями отрасли о том, что они к такому- то времени обязуются предоставить отечественные серийные аналоги машин и комплектующих, как, к примеру, это происходит в Китае. Там государственная поддержка разделена на две части, одна – поддерживает производство в целом, типа субсидирование затрат на производство станков или НИОКР, вторая - производство, которое к определенному времени обязуется выпускать определенную, необходимую в рамках поставленных государством задач технику.
— Почему у нас сложилась такая странная ситуация?
— Любое министерство или ведомство должно иметь дискуссионные площадки, где участниками отрасли озвучивались бы мысли и идеи, что действительно необходимо рынку, обозначались вектора, по которым можно развиваться. Но у нас дискуссионных площадок очень мало. Получается, все министерства и ведомства варятся в собственном соку, и в значительной мере оторваны от реальности.
— Какие тенденции в 2026 году можно ожидать участникам рынка?
— Думаю, 2026 год вряд ли чем-то будет отличаться от этого, просто уже потому, что рынок определяется макроэкономическими факторами: налоговой политикой, ставкой ЦБ, регуляторикой. При таких условиях даже увеличение финансирования существующих мер поддержки отрасли, хотя и оказывает определенный, смягчающий эффект, практически ничего не меняет.
Комментарии (0)