Тепличная сила
Бурное развитие тепличной отрасли, начавшееся в 2014 году, породило острую потребность в квалифицированных кадрах, которая не закрыта до сих пор. Из-за нехватки работников разного уровня работодатели вынуждены переманивать ценных сотрудников, предлагая им более выгодные условия. Однако заполучить ценные кадры можно и другим путём — вырастив и воспитав их под нужды конкретного предприятия.
Нехватка рабочего персонала — это общенациональный тренд, убеждён Алексей Юдин, менеджер по привлечению и продвижению персонала «Агрохолдинга Белая Дача». «Куда ни взгляни, везде не хватает рабочего линейного персонала, а тепличный персонал — это вообще отдельная каста, тут требуются определённые навыки», — обращает внимание специалист. Он отмечает, что степень нехватки персонала может разниться по регионам, но везде она так или иначе есть.
Стоит отметить, что дефицит кадров в тепличной отрасли был не всегда. Заведующая кафедрой овощеводства факультета Садоводства и ландшафтной архитектуры РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева Анастасия Константинович напоминает, что с 2008 по 2014 год в академии не готовили специалистов для защищённого грунта, потому что на них просто не было спроса. «И только после того как был объявлен курс на импортозамещение, спровоцировавший активное развитие тепличной отрасли, возникла необходимость в возрождении в Тимирязевке этой программы подготовки», — вспоминает эксперт.
Начало контрсанкционного периода запомнилось игрокам отрасли острой нехваткой специалистов для защищённого грунта и конкуренцией работодателей. Особенно, по словам Алексея Юдина, не хватало профессионалов в агрономии и технических специалистов, например, инженеров, которые были бы знакомы с тепличным оборудованием. «В 2014 году в отрасли резко выросли зарплаты, тепличные комплексы начали переманивать друг у друга специалистов, — отмечает Юдин. — Но в то же время ярко проявилась новая тенденция: работодатели стали более активно сотрудничать с учебными заведениями, стажировать и обучать молодых специалистов, чтобы не перекупать кадры, а выращивать собственные».
Кроме того, непрерывное развитие технологий защищённого грунта порождает спрос на узких специалистов с определёнными навыками. Так, в ближайшее время тепличная отрасль может столкнуться с нехваткой агрономов со знанием IT-технологий или навыком работы с большими данными, считает директор по персоналу АПХ «ЭКО-культура» Елена Филоненко. «Производство эволюционирует, в него всё активнее внедряются “умные” технологии: системы автоматического полива, регулирования температуры или уровня досветки, объёмов экологичных и органических удобрений и т.д., — перечисляет она. — Для контроля и управления такими системами потребуются технически подкованные специалисты. Поэтому изучение этих, новых для сельского хозяйства, направлений будет важной точкой роста профессионалов в АПК».
Грамотный рекрутинг
Несмотря на сохраняющийся дефицит кадров, подбирать сотрудников стало несколько проще, отмечают специалисты. Как правило, это связано с тем, что за последние 5 лет многие компании смогли выработать чёткую рекрутинговую политику, собрали команду управленцев по персоналу, которые понимают специфику отрасли.
«С 2015 года наша служба персонала проделала колоссальную работу: мы научились привлекать правильных людей и вовлекать их в работу», — рассказывает Алексей Юдин. По его словам, курс на максимальную вовлечённость персонала — это общемировой тренд. Под вовлечённостью подразумевается высшая степень лояльности персонала, при которой работники сопоставляют свои личные цели с целями работодателя и мотивированы выполнять работу как можно лучше. «Во многих крупных компаниях уже стала очевидной связь между высоким уровнем вовлечённости персонала в работу и эффективностью их работы, поэтому мы уделяем этому аспекту большое внимание. Если в 2015–2016 году мы делали только первые шаги в этом направлении и сталкивались с текучестью и низким качеством персонала, то сейчас мы видим более высокие показатели эффективности у сотрудников компании», — доволен Алексей Юдин.
В последнее время подбирать персонал в тепличные комплексы стало и проще, и сложнее одновременно, отмечает Елена Филоненко. «Проще потому, что с каждым годом мы совершенствуем условия труда, делая работу в Холдинге всё более привлекательной для специалистов всех рангов, — поясняет директор по персоналу АПХ «ЭКО-культура». — Но есть и определённые трудности: в некоторых регионах, где мы строим вторые и третьи очереди тепличных комплексов и таким образом создаём более тысячи новых рабочих мест, рынок труда оказался исчерпаемым. Там мы сталкиваемся с дефицитом персонала». Чтобы восполнить эту нехватку, Холдинг увеличил радиус поиска потенциальных сотрудников до 100 км вокруг производства, запустил корпоративный транспорт и предлагает будущим аграриям временное жильё.
А есть ли дефицит?
Однако Анастасия Константинович обращает внимание на один парадоксальный момент. «Вроде бы всё складывается удачно: есть ВУЗы, которые готовят кадры, есть тепличные комбинаты, которые говорят о том, что им не хватает специалистов, — описывает ситуацию заведующая кафедрой овощеводства РГАУ-МСХА. — Но многие хотят получить сразу готовых специалистов и совершенно упускают из вида, что в ВУЗе без практической подготовки, без современных тепличных технологий получить готового специалиста очень сложно — в этом деле большую роль играет производственная практика». Эксперт отмечает, что производственная практика у студентов-тепличников составляет минимум 4,5 месяца, благодаря чему у тепличных комбинатов и будущих специалистов есть отличная возможность присмотреться друг к другу. «Очень многие тепличные комплексы заявляют, что им нужны специалисты, но, когда мы заводим разговор о производственной практике, начинаются вопросы: а что мы будем с этими студентами делать, а куда мы их поселим, как устроим», — продолжает Анастасия Константинович. Эксперт отмечает лишь несколько тепличных комбинатов, которые охотно идут на контакт и принимают студентов. Например, студенты РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева с готовностью едут в тепличный комбинат «Овощи Ставрополья» (входит в АПХ «ЭКО-культура»): там не только заботятся о том, чтобы приглашённые студенты получали практические навыки, но ещё и проводят с ними теоретические занятия и предоставляют достойные условиях для проживания. Привлекательным для будущих специалистов является и комбинат «Долина Солнца» (входит в ГК «Белая Дача»). «Одна из наших студенток хотела попасть на практику именно в этот комбинат, — вспоминает Анастасия Константинович. — А когда практика закончилась, руководство тепличного комплекса предложило ей остаться на должности технолога. Нам удалось оформить для этой студентки индивидуальный план обучения, и она приезжала к нам только на сессию».
Среди тепличных комбинатов, активно сотрудничающих с Тимирязевкой, Анастасия Константинович выделяет ещё один — «Агро-инвест» в Калужской области. Они также охотно принимают студентов на практику и приглашают их потом на работу. Но эти тепличные комплексы скорее являются исключением, сожалеет эксперт. «Иногда комбинаты просят “прислать” им студентов, будто мы — рабовладельцы, — шутит Анастасия Константинович. — К студентам зачастую относятся как к дешёвой рабочей силе, не хотят заниматься их размещением, предлагают зарплату в 10–12 тыс. руб. и удивляются, почему же к ним никто не хочет ехать. А для студентов необходимо создать достойные условия, ведь это будущие квалифицированные кадры, которых, по громким заявлениям, так остро не хватает».
Аналогичная история и с целевым обучением, продолжает заведующая кафедрой овощеводства РГАУ-МСХА. «Мы каждый год рассказываем, каким образом можно прислать на обучение абитуриентов-целевиков, какие нужно сдавать экзамены, и тепличные комплексы этим интересуются, соглашаются, но, когда доходит до дела, абитуриентов почему-то не находится, — недоумевает Анастасия Константинович. — Вот и получается, что громкие заявления о том, что отрасли нужны специалисты, спокойно сосуществует с нежеланием многих тепличных комплексов приглашать студентов, обеспечивать им условия и платить им заработную плату». Эксперт понимает, что это действительно серьёзные вопросы, решение которых ложится на плечи директоров по персоналу.
Однако в условиях постоянно развивающихся тепличных технологий качественное обучение возможно только в тесной связке ВУЗа с тепличными комплексами. «Ни один ВУЗ не в состоянии организовать у себя теплицу, отвечающую современным требованиям, — все прекрасно знают, сколько стоит возведение и обслуживание таких объектов, — напоминает Анастасия Константинович. — Мы даём азы: рассказываем про формировку растений, питание и оборудование. Но производственные условия мы сами создать не можем, поэтому постоянно говорим: только сотрудничество с тепличными комплексами позволит нам готовить хороших специалистов».
Только на практике
В тепличном бизнесе, как и во всём сельском хозяйстве, очень важна практика, подтверждает Елена Филоненко. Поэтому АПХ «ЭКО-культура» открыт для сотрудничества с ВУЗами и готов делать практику максимально доступной для специалистов в этой сфере. «Мы запускаем собственный учебный центр и активно участвуем в различных программах профессиональной переподготовки, — поделилась директор по персоналу «ЭКО-культуры». — Кроме того, наши тепличные комплексы в Ставропольском крае стали образовательной площадкой в рамках “Школы Фермеров”, организованной Россельхозбанком».
Такие форматы по-настоящему эффективны, убеждена Елена Филоненко, ведь они позволяют специалистам погрузиться в производственные и бизнес-процессы тепличного комплекса. При этом в АПХ «ЭКО-культура» считают, что важно обучать специалистов не только для работы непосредственно в Холдинге, но и создавать в тепличной отрасли сильную конкурентную среду, чтобы становиться сильнее и совместно обеспечивать страну качественной продукцией.
В ГК «Белая Дача» идею сотрудничества с ВУЗами также поддерживают. «Пока мы отправляем точечные заявки, когда возникает потребность в каком-то конкретном специалисте, но в компании уже ведётся разработка собственной учебной программы, с которой мы выйдем к ведущим аграрным ВУЗам страны», — рассказал Алексей Юдин. По его словам, «Белая Дача» рассматривает варианты сотрудничества с РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева и ведущими ВУЗами Юга России и регионов присутствия компании: Ярославской и Новосибирской областей, а также Ставропольского края.
По мнению Алексея Юдина, дообучение молодых специалистов непосредственно в тепличном комплексе необходимо. «Люди приходят с разным уровнем знаний и способностями, но в любом случае получить готового агронома или инженера редко удаётся раньше, чем через год, — замечает сотрудник «Белой Дачи». — Как правило, вчерашним выпускникам, обладающим фундаментальными знаниями, не хватает навыков работы на современном оборудовании и понимания того, как это работает на практике».
Исправить это как раз помогают стажировки под чутким руководством более опытных специалистов. В тепличной отрасли не вызывает сомнений тот факт, что урожайность выращиваемых культур зависит от качества персонала. «Любой агроном подтвердит: чем выше квалификация сотрудника, тем эффективнее будет производство и выше урожайность, — говорит Алексей Юдин. — Даже при существующем уровне автоматизации, роль человека на производстве велика. Например, обрезка листа и сбор томата осуществляется не машинами, а людьми, поэтому подготовка и квалификация такого персонала крайне важна».
Новые веяния
Изменения, происходящие в обществе, оказывают влияние и на образовательный процесс: в условиях тотальной цифровизации невозможно учить так, как учили 15 и более лет назад. Студент тогда и студент сейчас — люди с разным типом восприятия информации и разными образовательными запросами. Поэтому система образования в целом и аграрное образование в частности должны находиться в непрерывном поиске новых, более эффективных и отвечающих запросам времени форматов обучения.
Лидер команды стартапа «АгроГейм» Роман Нетроголов обращает внимание на насущную проблему: «Действующие методы преподавания очень сильно нагружают студентов, которые “тонут” сперва в лекциях, а потом — в практике, которые идут асинхронно. Было бы значительно лучше и эффективнее, если бы теоретическая и практическая часть шли синхронно и гармонично сочетались».
Одним из трендов в современном образовании является использование информационных технологий и обучающих приложений. Например, есть симуляторы, которые помогают студенту почувствовать себя врачом скорой помощи: необходимо в кратчайшие сроки определить, что произошло с виртуальным пострадавшим и предпринять меры по его спасению. Подобные приложения возможно создать во всех сферах, в том числе и в сельском хозяйстве.
В Самарском ГАУ зародилась идея — создать симулятор агропроизводства, в котором пользователи могли бы, играя, отрабатывать знания, полученные в ходе теоретических занятий. Победить в игре без знаний по агрономии, понимания особенностей технологий и техники просто не получится, отмечает Роман Нетроголов. При этом, подчёркивает он, за счёт игрового формата, у студентов не будет перегрузки от обилия занятий. Кстати, в разработке данного приложения принимают участие студенты из Самарской области и Пермского края.
Ключевая особенность проекта — создание цифровых двойников. «Мы создаём цифровую копию агропроизводства, базирующуюся на реальных данных, — объясняет лидер команды «АгроГейма». — Кроме того, программа устроена таким образом, что она действует не только на базе введённых в неё данных, но и может подстраиваться под каждого пользователя, привносящего новые данные в игру. В основе этого процесса лежит машинное обучение».
Такой симулятор будет полезен в первую очередь студентам, продолжает Роман Нетроголов. После прослушивания лекции, например, по защите растений студент сможет закрепить полученные знания в процессе игры. У пользователя будет возможность проходить один и тот же игровой сценарий несколько раз, избирая ту или иную тактику. Таким образом на виртуальных полях можно будет отработать разные способы борьбы с вредителями, опробовать разные средства защиты и определиться, какая тактика принесла бы желаемый результат. «При этом за каждую проигранную партию, в которой погибает урожай или посевы, программа будет штрафовать нерадивого студента, — рассказывает лидер команды «АгроГейм». — И тогда у студентов появится совершенно иной образовательный запрос, который сподвигнет его обратиться к источникам информации — книгам, преподавателям или интернет-ресурсам». В конечном итоге обучающиеся смогут освоить основные алгоритмы действий в различных производственных ситуациях и отработать в виртуальной практике изученную теорию.
Однако обучение студентов — не единственное назначение «АгроГейм». «Данное приложение может стать отличным полигоном для симуляций, — убеждён Роман Нетроголов. — Различные компании, вбив в приложение реальные данные своих предприятий, смогут протестировать технику, семена, средства защиты и отработать определённые сценарии, к примеру, засуху или ливневые дожди. И это всё без рисков для реального производства». Иными словами, симулятор выполняет функцию виртуальной опытной делянки, которая на основе подлинных данных сможет показать вполне реальный результат применения тех или иных технологий с небольшой погрешностью.
На данный момент основатели «АгроГейм» разрабатывают демоверсию симулятора растениеводческого предприятия, но в дальнейшем они рассматривают возможность создания модели животноводческого предприятия и тепличного комплекса. К слову, проект вызвал огромный интерес у участников онлайн-конференции, организованной международной некоммерческой платформой AgTechinventum, где он был представлен в ноябре 2020 года.
Опыт других
Пока до массового внедрения подобных обучающих технологий далеко, зато есть более привычные методы повышения квалификации и получения новых знаний — стажировки за границей и привлечение иностранных консультантов.
Анализируя резюме кандидатов, Алексей Юдин периодически встречает информацию о прохождении соискателем каких-то заграничных курсов. «Не секрет, что в Европе тепличные технологии развиваются значительно быстрее, чем в России, поэтому любой приобретённый за границей опыт будет преимуществом», — замечает он.
Приобщиться к передовому опыту других стран можно и посредством международных программ обмена, в которых участвуют некоторые аграрные ВУЗы. К примеру, студенты и преподаватели РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева регулярно стажируются за границей. «Наши студенты ездят по обмену в тепличные комбинаты Голландии, Франции, где они не только изучают передовые технологии, но и проводят исследования, — поделилась Анастасия Константинович. — А с недавнего времени Тимирязевка наладила сотрудничество с Китаем, и теперь студенты могут поехать по обмену и в эту страну. Вообще иностранные компании (не только в овощеводстве, но и в виноградарстве и плодоводстве), охотно сотрудничают с нами, принимают наших студентов». Эксперт отмечает, что все расходы по размещению студентов ложатся на плечи принимающих компаний. Кроме того, студентам в зарубежных компаниях платят достойную заработную плату. Привычным каналом для передачи международного опыта в российские тепличные комплексы служит также приглашение иностранных консультантов. «В ТК “Долина Солнца” в Кисловодске стремились сделать максимально автоматизированное производство. Для этого установили современное европейское оборудование и программное обеспечение, — поделился Алексей Юдин. — Для налаживания эффективной работы данного оборудования были приглашены консультанты из Испании и Голландии».
Прибегали к помощи иностранных специалистов и в АПХ «ЭКО-культура. «На сегодняшний день мы продолжаем закупать у зарубежных партнёров тепличное оборудование и семена, — делится Елена Филоненко, — и для их эффективного использования привлекаем команду производителя для обучения наших сотрудников на этапе запуска и корректировки производственных процессов». В целом же, по её мнению, в России сильная агропромышленная школа, поэтому необходимости в обязательном обучении за границей нет.
В свою очередь, Анастасия Константинович обращает внимание на то, что привлечение иностранных консультантов не всегда оказывается полезным: «В самом начале развития тепличной отрасли было модно приглашать иностранцев в качестве консультантов, — вспоминает она. — При этом порой иностранный консультант приезжал раз в месяц, а в остальное время поддерживал связь с тепличным комплексом по Skype. Он говорил: сегодня вы делаете то-то, а завтра то-то, но не объяснял, почему именно это и именно сейчас». Эксперт объясняет такой подход к подаче информации тем, что компании не стремятся раскрывать секреты своих технологий. Поэтому важно выращивать собственных думающих специалистов, заключает Анастасия Константинович.
Причём тут садоводство
«В Тимирязевской Академии программа подготовки кадров для тепличной отрасли носит название «Тепличное садоводство». Представители тепличного сообщества и сотрудники Министерства сельского хозяйства очень долго привыкали к такому наименованию, ведь в России под садоводством традиционно подразумевалось плодоводство. Так почему же именно садоводство, а не овощеводство? Дело в том, что в защищённом грунте в одинаковых теплицах, которые имеют одинаковые конструктивные особенности и оборудование, выращивают не только овощи, но ещё и ягодные культуры и декоративные растения. Да и в европейской классификации понятие садоводство включает в себя и плодоводство, и виноградарство, и декоративное растениеводство, и овощеводство. Наш учебный план включает в себя не только технологии тепличного овощеводства, на которые делается основной упор, но также технологии выращивания садовых и ягодных культур в защищённом грунте, поэтому мы и остановились на таком названии».Рассказывает заведующая кафедрой Овощеводства факультета Садоводства и ландшафтной архитектуры РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Анастасия Константинович:
Автор: Мария Рожкова
Комментарии (0)