В России продолжилось подорожание топлива на бирже
Биржевая стоимость основных категорий российского горючего продолжила свой рост, несмотря на принимаемые властями меры по её стабилизации. Об этом сообщили в Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).
Там на 2,06 и 1,27 процента увеличились цены на самые важные и популярные марки АИ-92 и АИ-95, составившие 56 600 и 58 800 рублей за тонну соответственно. Тем не менее, это всё ещё составляет уровень конца весны – начала лета текущего года. Дизельное топливо подорожало на 1,17 процента или до 61 500. 21 сентября, когда был введён временный запрет на экспорт топлива, вначале наблюдалась стабилизация цен. В частности, первые две марки подешевели на 21 процент каждая. Однако затем им удалось с лихвой отыграть падение. Кроме того, некоторые СМИ отмечают, что в ряде регионов продолжает наблюдаться дефицит горючего, который начался в стране ещё в начале этого лета.
Таким образом, прогнозы различных экспертов о том, что подобная мера не даст долгосрочного и стабильного эффекта, сбылись. Напомним, что Правительство приняло её для борьбы с так называемым «серым экспортом», когда продукция поставляется за рубеж по более высоким ценам чем закупается. При этом исключение составили поставки этой продукции по межправительственным соглашениям, а также в Абхазию, Южную Осетию и страны Евразийского экономического союза. Также запрет не распространяется на судовое топливо, газойли и средние дистилляты. Вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов объяснил повышение котировок отложенным спросом, на который, по его мнению, также повлияло исключение некоторых видов нефтепродуктов из-под действия этого механизма. Однако сейчас эксперт не видит предпосылок для дефицита топлива, так как, по его словам, предложение этого ресурса высокое, а его «серый экспорт» остановлен. При этом он добавил, что необходимыми запасами обеспечены, в частности, сельхозпроизводители. Часть других экспертов также соглашается с тем, что на спрос повлияли как раз ограничения. Некоторые участники биржевых торгов поговаривают о том, что запрет на экспорт нефтепродуктов может быть снят. Такой вывод они сделали из того, что российские ведомства регулярно проводят совещания, на которых обсуждают более комплексные меры по решению проблем с ценами и дефицитом горючего. Ранее мы также писали, что эту меру назвал опасной и предложил другие выходы из ситуации глава комитета Госдумы по вопросам энергетики Павел Завальный. Что касается дефицита топлива, то некоторые АЗС его подтверждают, а другие отрицают. К первым, например, относится сеть «Башкирские нефтепродукты» (BNP), представленная в Свердловской и Челябинской областях, вторым – автозаправки в Дагестане и Крыму.
Напомним, что в начале лета на проблемы с высокими ценами за топливо, а затем и вовсе его дефицита пожаловались сельхозпроизводители крупных аграрных регионов. Наиболее сложная ситуация была на юге страны (например, Астраханской и Волгоградской областях, Калмыкии и Крыму). В Министерстве энергетики её объясняли серьёзной загруженностью железной дороги в туристический сезон, по которой горючее доставляется в южную часть страны. Однако даже осенью, когда этот сезон окончился, проблема не решилась, а только распространилась на другие регионы. В их числе – Новосибирская, Рязанская и Саратовская области. Выяснились две её причины – создание искусственного дефицита за счёт умышленного закрытия автозаправок, а также вышеназванный «серый экспорт». Министерство совместно с Правительством и Минсельхозом подготовили план по решению проблемы. В аграрном ведомстве предложили для пресечения незаконного экспорта нефтепродуктов ввести запрет на него. В Минэнерго предложили разрешить поставки топлива за рубеж только нефтеперерабатывающим заводам. Также там пообещали пресечь все выявленные случаи создания искусственного дефицита. Кроме того, ведомства заключили соглашение о поставках нефтяными компаниями нужных объёмов топлива для аграриев. Со своей стороны власти будут регулировать объёмы поставок продукции нефтяниками.
Комментарии (0)