Опубликовано 05.03 10:17

Эксперт оценил последствия от запрета на экспорт бензина в России

Из-за введённого в России с текущего месяца до сентября этого года запрета на экспорт бензина в стране может прекратиться выпуск этой продукции. Как сообщает «ФедералПресс», такое мнение высказал заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

В то же время он не исключил, наоборот, увеличение производства керосина. Эксперт напомнил, что власти уже определили уровень гарантированных поставок горючего (включая бензин и дизель) на биржу, а объём биржевых продаж дизельного топлива увеличен с 12,5 до 16 процентов. Он отметил, что эта мера позволит обеспечить стабильные поставки продукции и поддержать, в первую очередь, независимых игроков топливного рынка. В дальнейшем биржевые продажи продукции, по его мнению, могут увеличиться, но незначительно. Он подсчитал, что только за январь там было продано около 800 тысяч тонн продукции, что почти на 89 тысяч больше чем за декабрь прошлого года. Также Фролов считает, что даже с учётом этой ситуации риск перенасыщения российского рынка горючим довольно низок.

Другие эксперты, на которых ссылаются различные СМИ, в целом поддерживают политику властей по ограничению экспорта и увеличению биржевых продаж горючего. По их мнению, это позволит стабилизировать цены на него. Однако ощутимого снижения его стоимости они не ожидают. Как пишет «АМИТЕЛ», вице-президент Российского топливного союза Юрий Матвейко назвал эти меры своевременными. Например, по его мнению, они позволят российским аграриям без проблем провести как посевные, так и уборочные работы.

Впервые проблема с бензином и дизельным топливом в России начала наблюдаться ещё с начала прошлого лета. Тогда цены на эту продукцию стали рекордными, увеличившись в несколько раз от уровня начала года. В августе же и вовсе стал наблюдаться дефицит этого горючего. Сначала такая ситуация коснулась пяти крупных сельскохозяйственных регионов на юге страны – Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии, Краснодарского края и Крыма. Её подтвердили сами аграрии из этих субъектов. В конце лета в министерстве энергетики причиной случившегося назвали сложности с доставками горючего в южные регионы из-за наплыва туристов. Однако затем повышение цен на горючее и его дефицит стали наблюдаться в ряде других регионов и даже по окончании туристического сезона. В Минэнерго выяснили, что причинами стали закрытие автозаправок для намеренного создания искусственного дефицита, а также «серый» экспорт топлива (его продажа за рубеж по более высокой стоимости чем оно покупалось на внутреннем рынке). Объёмы таких незаконных поставок с начала года составили несколько миллионов тонн. В сентябре был выработан комплексный план для решения проблемы. Правительство, а также само министерство и все остальные заинтересованные ведомства договорились с нефтяными компаниями по поводу поставок топлива для аграриев и начали отслеживать этот процесс. Затем власти увеличили нормативы поставок автомобильного бензина пятого класса и дизельного топлива на биржу с ранних 13 и 9,5 до 15 и 12,5 процентов соответственно. Ещё ряд долгосрочных мер был подготовлен в октябре. Кабинет министров поддержал предложение Минсельхоза ввести запрет на экспорт бензина и дизельного топлива на неопределённый срок, пока топливный рынок не стабилизируется. Исключение сделали для поставок дизтоплива по трубопроводам в морские порты для производителей, которые отправляют на внутренний рынок не менее половины этой продукции. Однако уже 17 ноября экспорт был вновь разрешён для недопущения разгрузки нефтеперерабатывающих заводов и сохранения высокого уровня производства топлива. Было принято и решение вернуть коэффициент для определения топливного демпфера (компенсаций нефтяникам с 0,5 до 1). Кроме того, для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 до 50 тысяч рублей за тонну. В российской антимонопольной службе отметили, что такая мера позволит стабилизировать цены на топливо в стране и сформировать дополнительные объёмы необходимого горючего для фермеров и других потребителей. Самому регулятору было поручено отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж. Также президент России Владимир Путин поручил Правительству разработать и согласовать новые меры по стабилизации стоимости всех видов бензина и дизельного топлива и обеспечить российских сельхозпроизводителем достаточными объёмами топлива на оставшийся осенний период прошлого и зимний период следующего года.


Комментарии (0)