Опубликовано 06.03 10:02

Первые итоги работы дилеров в 2023 году

Собрал отчетность примерно 100 дилерских компаний за 2023 год. Данные, конечно, еще будут выходить и какие-то большие выводы делать еще рано, особенно в абсолютных цифрах (выручка отрасли, чистая прибыль и тд), но относительные коэффициенты уже показывают определенный тренд в изменении экономики дилеров по отношению к 2022 году.

Прошлой осенью сложилось довольно устойчивое ощущение, что отрасль будет показывать в 2023 и 2024 году взаимно усиливающийся тройной эффект выручка-валовая прибыль-затраты в негативном ключе развития сценария. Подобная симптоматика была в 2018-19 годах, что и подтолкнуло меня к системному вниманию к вопросу в то время, поскольку это зависимое влияние факторов способно за 2-3 года очень сильно изменить судьбу многих компаний, даже довольно устойчивых. Тогда все обошлось благодаря пандемии. Да и рынок демонстрировал только затухающую динамику прироста, хотя и этого оказывалось достаточно, для легких панических настроений. Сейчас я жду падения выручки дилеров, а это совсем иной случай, не наблюдавшийся в последние 10 лет и более.

Не будем забывать, что здоровье и судьба дилеров мало волнует власть предержащих, когда принимаются решения о мерах государственного воздействия или определяются фонды для льготного кредитования – дилеров там в списках нет. Все участники цепочки: компоненты-разработка-сборка-сбыт-использование постоянно нуждаются в федеральном внимании, помощи и защите. Кроме дилеров. Они и так живучие, отвлекаться на них смысла нет.  Не редкость когда и вендоры не сильно вникают чем там «приболел» тот или иной дилер, появился риск в отношениях – заменили и пошли дальше. Короче, в этом вопросе никто не против, чтобы работали чисто рыночные механизмы, то есть каждый сам за себя.

Так что же мы видим на уже имеющемся массиве данных по отношению к 2022 году:

·       Падение валовой маржинальности продаж на 3 пп

·       Растущую кредитную нагрузку

·       Более чем трехкратный рост процентной нагрузки на валовую прибыль, с выраженной претензией на исторический рекорд по уровню

·       Опережающий рост затрат к росту валовой прибыли и еще более опережающее падение рентабельности (снижение рентабельности могло бы быть и еще более значимым, если бы ее не поддерживали «прочие» статьи из отчета о прибыли и убытках, что бывает не часто и скорее всего изменится, как только добавятся данные по «импортным» дилерам, там пособираем отрицательных курсовых)

·       Сжатие доли собственного оборотного капитала. По этому показателю ситуация и так не часто бывает хорошей и каждый раз это в какой-то степени стресс для бизнеса.

·       Ожидаемо происходит снижение оборачиваемости активов. Это продолжение тенденции 2022 года. При текущих уровнях кредитных ставок это уже сильно напрягающий уровень.

·       20% дилеров показывают убытки

Возможно, для людей, не имеющих профильного экономического образования, это множество букв при в целом знакомых словах не несет полноты вложенного смысла, поэтому, говоря простым языком, тренд прямо таки очень даже не очень. И если этот год пройдет примерно в том же ключе, то «не очень», наложенное на «не очень», будет совсем плохо.

Ожидание сложной ситуации осенью прошлого года вылилось в обучающий тренинг для дилеров, в рамках бизнес-практикума под эгидой GLOBALPAS-REDBRIDGE (кому интересно выглядит оно так: ПРАКТИКУМ (business-practicum.ru), где мы детально обсуждали с участниками показатели, их взаимосвязь и влияние рынка на экономику дилера, вопросы кредитования и пределов риска. Задача была - за один день без занудного академизма научиться в самом жизненном смысле трактовать и делать выводы по себе и конкурентам на данных финансовой отчетности и на основании этого строить свое бизнес-поведение. Позитивные отклики и сохранение рыночной конъюнктуры оформились в запрос провести мероприятие еще раз в апреле 2024 года.

Очевидно, что ситуация продолжает меня беспокоить, глядя в постепенно публикуемые цифры. Пока примерно 15% компаний могут похвастаться хорошими итогами 2023 года и сбалансированным состоянием в части готовности к будущему. Такие компании есть всегда и в любые времена, просто обычно их в 3-4 раза больше. Остальным есть чем заняться.  Как бы скучно, сложно или непривычно оно не было для дилеров, но цифрам, планированию и оценке своих финансовых возможностей надо уделить самое пристальное внимание в 2024 году. Неопределенность никуда не ушла, драйверов роста в АПК мало, кредиты останутся дорогими и готовить себя к испытанию временем надо многим из компаний.


Комментарии (0)