Опубликовано 24.06 17:03

Городские фермы добавили Сан-Паулу ярких красок

Как-то раз, пролетая над многомиллионным мегаполисом, сооснователь городской фермы Fazu в Сан-Паулу отметил, что в ландшафте города доминируют серые зоны. Тогда в его голове родилась мысль: «Почему бы не разукрасить городские крыши и плиты гидропоникой, поставляя при этом горожанам свежие и здоровые продукты?»

Миссия Fazu — изменить модель производства и потребления листовой зелени в Бразилии. Габриэль Кано, сооснователь и директор Fazu, в интервью изданию Agritecture отметил: «Устоявшийся способ доставки овощей не менялся годами: продукция из сельской местности поставлялась на окраины больших городов и оттуда развозилась по всему городу». В Fazu полагают, что есть более творческие и эффективные подходы к производству и реализации сельхозпродукции. «Наша цель — заново изобрести цепочку поставки овощей и предложить как обычным клиентам, так и ресторанам по-настоящему полезную и свежую еду, которая не вредит окружающей среде, по доступной цене», — заявляет Кано.

Городские фермы в Бразилии

Популярность городских ферм в Бразилии в последние годы растёт, но рынок пока остаётся нишевым, а рыночные цены — очень высокими, что делает местную продукцию недоступной для покупателей и ресторанов. Кроме того, многие бразильские города испытывают проблемы с дистрибуцией продовольствия. В стране существует два пути поставок продовольствия от производителей к потребителям: производители могут продать свою продукцию напрямую большим торговым сетям или открытому оптовому овощному рынку Сан-Паулу — Companhia de Entrepostos e Armazéns Gerais de São Paulo (CEAGESP). Однако каждый из этих способов сопряжён с потерями продукции. Если продукция не продана с полок торговой сети в течение 2–3 дней, она списывается. На CEAGESP потери продовольствия в основном происходят из-за неаккуратного обращения с продукцией и непродуманной логистики как на рынке, так и у конечных потребителей — обычно ресторанов и ритейлеров.

Оба пути поставок создают «излишнее число посредников между урожаем и потреблением» и приводят к «потерям примерно 40 % продукции», объясняет Кано. Fazu исключает потери продовольствия, собирая ежедневно ровно столько, сколько должно быть поставлено потребителям. «Отходы фермы составляют на данный момент менее 1 %. Если у нас появляется избыток ресурсов или какой-то продукции, мы или жертвуем её некоммерческим организациями, или посылаем в качестве бесплатного пробника поварам и известным блогерам». В стране со столь сильным неравенством доходов населения эта цифра [количество отходов] очень важна. Учитывая, что бразильское городское сельское хозяйство представлено небольшим количеством компаний, в этой нише есть большие возможности для роста.

Подход Fazu к городскому фермерству отличается от многих компаний. Вместо аренды больших складских помещений и опоры на искусственное освещение, компания занимает неиспользуемые городские пространства с большим количеством солнечного света и там устанавливает модульные фермы. Благодаря тому, что Fazu серьёзно снижает себестоимость производства, экономя, например, на электроэнергии и аренде помещений, компания может поставлять своим клиентам высококачественную продукцию по доступной цене. Помимо собственного сайта, ферма также использует для продаж мессенджеры и Инстаграм. Использование альтернативных каналов реализации вне продаж торговым сетям позволяет компании поддерживать конкурентные цены и получать приличную маржу.

По словам Fazu, самая большая сложность в городском земледелии — это экономика. «Идея городской фермы отлично выглядит на бумаге, однако её очень сложно осуществить на практике. Если вы не можете поддерживать прибыль и постоянно поставлять качественную продукцию по демократичным ценам для большинства населения, городские фермы будут либо супер-нишевой историей, либо печкой для сжигание денег», — убеждён Кано.

Помимо позитивного социального воздействия, тесная работа с местными сообществами стала отличным брендинговым инструментом для Fazu. «Мы понимаем, что наши потребители готовы платить более высокую цену за продукцию компаний, которые отвечают их принципам», — говорит Кано. Модульность ферм компании позволяет ей использовать самые разные площади для развёртывания производства. Например, одна из ферм расположена в некоммерческой организации. Организация предоставляет Fazu место и рабочую силу, а Fazu даёт взамен стабильный доход и поддержку проектам некоммерческой организации, создавая таким образом долгосрочное устойчивое партнёрство для всех участников. 

Хотя пандемия коронавируса добралась до Южной Америки позже, Бразилия стала лидером по числу случаев заражения и смертей в регионе. Неэффективный ответ на пандемию президента Бразилии Жаира Болсонару нанёс стране урон. Пандемия заставила многие бизнесы по всему миру пересмотреть свои бизнес-модели и экономику, и мы могли наблюдать, что, в частности, сельское хозяйство и общепит, были вынуждены пересмотреть цепочки поставок. Fazu не стала исключением: «Так как до пандемии нашими клиентами преимущественно были рестораны, мы стали одними из первых, по кому ударил COVID-19. Пандемия заставила нас пересмотреть как нашу экономику, так и нашу B2C стратегию, благодаря чему теперь мы стали гораздо эффективнее», — утверждает Кано. Несмотря на то, что многие предприниматели понесли финансовые потери, им просто необходимо заниматься инновациями и оставаться позитивными. И Fazu поступила именно так. «Общий эффект от пандемии в плане дохода от реализации негативен, но мы верим, что выйдем из пандемии сильнее, чем были до неё».


Комментарии (0)