Опубликовано 16.08 17:15

Академия наук Республики Казахстан в опасной зоне

«…Академия должна стать центром научной мысли и авторитетной структурой, осуществляющей экспертную деятельность. Нам крайне важно повысить ее роль. В связи с этим Академии будет присвоен государственный статус, она будет финансироваться из бюджета. Наряду с уже реализуемыми задачами необходимо четко определить и другие цели. В частности, именно эта структура должна определять приоритетные сферы научных исследований…» (Из Доклада К.-Ж. Токаева на Юбилейной сессии НАН РК, 01 июня 2022 г.)

Думаю, у всех работников научной отрасли еще свежо в памяти историческое для науки выступление Президента Республики Казахстан К.К. Токаева на юбилейной сессии Общего собрания Национальной академии наук (далее – НАН РК) 1 июня т.г., посвященной 75-летию со дня ее основания. Глава государства дал положительную оценку деятельности НАН РК в статусе РОО и ее руководству, 22 члена Академии наук получили государственную награду. А самое главное - Президент РК озвучил свое решение о мерах по повышению статуса  НАН РК путем присвоения государственного статуса, предусмотрев финансирование ее из государственного бюджета, кардинально изменить деятельность НАН РК, придав ей  функции по выработке приоритетных направлений научных исследований, осуществлению экспертной деятельности, присуждению специальных грантов, стипендий и премий в области науки и техники, популяризации науки, проведению форсайт-исследований, повышению квалификаций ученых, внедрению пожизненной выплаты ежемесячной стипендии академикам, развитию международного сотрудничества в сфере науки и иные функции.

Мы весьма благодарны Президенту Республики Казахстан К.К. Токаеву за любезное согласие принять участие в работе юбилейной сессии Общего собрания НАН РК, за искреннее и доброе отношение к отечественным ученым-академикам, которые всю свою сознательную жизнь посвятили науке и развитию экономики республики. После этого исторического поворота к судьбе НАН РК мы вместе с нашими зарубежными друзьями были впечатлены и вдохновлены ярким выступлением нашего Президента, нас охватывала гордость. Но вскоре, к сожалению, наступили для нас дни разочарования из-за некорректных, а, возможно, и намеренных действий некоторых госчиновников. Произошел невероятный конфуз. Вместо ожидаемого традиционного государственного статуса НАН РК получила квазигосударственный статус НАО (некоммерческое акционерное общество) со 100% государственным участием. Это не характерный, если говорить прямо, унизительный для Академии наук статус. Такой академии наук нет нигде в мире. О возникшей проблеме мы обращались к Главе Государства, Премьер-Министру, Руководителю АП, однако ответов не получили. Вполне возможно, что наши предыдущие письма не дошли до адресатов. Поэтому мы решили обратиться руководству Государства и научной общественности страны через СМИ. Ситуация очень сложная и опасная, если наш Президент, выполняя свое обещание не даст НАН РК государственный статус, не остановит до 30 августа уже принятый вопреки его обещанию академикам НАН РК, изменение к п. 3, статьи 8 Закона «О науке», произойдет самое позорное явление – Казахстан  практически лишится своей классической академии наук, 75-летие которой торжественно отметили 1 июня т.г.

На очередном Общем собрании НАН РК (30.06.2022г.), академики, ознакомившись со сложившейся ситуацией были крайне возмущены и выразили свое категорическое несогласие со скоропалительными (без обсуждения в профильных Комитетах Мажилиса и Сената Парламента РК) поправками в Закон «О науке», куда к тому же не вошла значительная часть протокольных решений Президента К.К. Токаева.

При этом ставится на утрату научное самоуправление в виде определенной автономности внутренней жизни научного сообщества (выборы членов академии, президента и др.), так как все такие вопросы при статусе НАО передаются на усмотрение уполномоченного органа Министерства – единственного акционера и назначаемого им Совета директоров. Ликвидация научного самоуправления – это уничтожение демократической основы НАН РК. Инициаторы статуса НАО нацелены на скорейшее назначение президента НАН РК, т.е. проведение туда «своего» человека, минуя выборы президента Академии наук путем тайного голосования на Общем собрании с участием всех членов НАН РК, как это принято во всех классических академиях мира. Если этот Совет директоров, являясь органом управления, будет избирать не только президента, Президиум, но и академиков по критериям и на условиях уполномоченного органа, то мы станем посмешищем перед всем мировым научным сообществом.

В своих правах НАН РК должна быть не хуже, чем в соседних государствах – Кыргызстане и Узбекистане. Академия наук, как показывает практика, – единственное спасение от коррупции в науке. НАН РК должна нести полную ответственность за развитие науки, а для этого у неё должны быть законные права и возможности.

По предложению Министра науки и высшего образования РК С. Нурбека, который оказался порядочным и здравомыслящим человеком, уважительно отнесся к указаниям Президента РК, его Протокольному решению и в целом к академикам и Академии наук начата работа совместной Комиссии Министерства и Академии наук по поиску путей точного и полного исполнения высказанного Президентом РК. Однако эта Комиссия не имеет полномочия решить все возникшие вопросы, поэтому Президиум НАН РК убедительно просили создать полномочную Государственную комиссию. При этом необходимо приостановить действие поправок в Закон «О науке», который должен войти в силу 30 августа т.г. или продлить начало срока их действия до 30 декабря в соответствии с протокольным решением Главы Государства. В сложившемся положении данную проблему можно решить путем принятия отдельного Закона «О Национальной академии наук Республики Казахстан», как и во всех государствах СНГ. Это не только желание всех академиков, но и реализация воли Главы государства. Без необходимого и традиционного содержания в правах и своего имущества НАН РК не сможет выполнять все функции Академии наук, как во всех странах СНГ.

Многих удивило недавнее выступление Президента РК Токаева К.К. о том, что некоторые министры не выполняют его поручения надлежащим образом и впервые применил термин «саботаж». По моему мнению, в нашем случае саботаж налицо. И это только верхушка айсберга. Народная молва все знает, но служебное расследование нужно самой власти.

В своих многочисленных письмах в адрес Президента РК К.К. Токаева, Премьер-Министру А. Смаилову и другим вышестоящим должностям лицам академики и член-корреспонденты НАН РК  просили провести служебное расследование, чтобы выяснить: кто превратил в полную противоположность решение Президента РК, которую он озвучил на торжественном собрании НАН РК, где среди 450 ведущих ученых республики находилась научная элита из семи зарубежных стран мира в лице президентов академий наук и других ответственных лиц – выдающихся ученых.

Не все поручения Президента РК по НАН РК включены в принятые поправки в Закон РК «О науке», например, по экспертной деятельности и др. Кроме того, крайне высок для Академии наук потенциальный риск быть приватизированным в закрытом порядке, без ведома ее членов.

Стали известны подробности этого намеренного конфуза. Полагаем, что при служебном расследовании их действий специальной комиссией Администрации Президента или специального органа можно будет увидеть не только вершину «айсберга».

Президент НАН РК по согласованию с Главой Государства должен быть избран Общим собранием НАН РК с последующим его утверждением. Считаем, что следующий президент НАН РК с государственным статусом должен быть не только крупным ученым, но и молодым по возрасту.

В целом, придание НАН РК статуса НАО означает на деле прекращение существования в Казахстане ныне действующей классической Академии наук. В силу этого НАН РК решением Общего собрания по-прежнему остается на данном этапе Республиканским общественным объединением до придания ей государственного статуса путем создания Республиканского государственного учреждения, в соответствии с Протокольным решением Главы Государства, где указан срок исполнения – 30 декабря т.г.

НАН РК поддерживает Протокольное поручение о придании НАН РК госстатуса, которое может быть реализовано в сложившемся положении данной проблемы только путем принятия отдельного Закона «О Национальной академии наук Республики Казахстан», как и во всех государствах СНГ. Это не только желание всех академиков, но и реализация воли Главы Государства. Без необходимого и традиционного содержания в правах, научного потенциала, переданного в ее состав и своего имущества НАН РК не сможет выполнять все функции характерные для академии наук, как во всех странах СНГ и мира.

Если принятая Парламентом для НАН РК статус НАО – НАН РК 30 августа вступит в силу, то произойдет уничтожение научного самоуправления – основного отличия и стержня классической Академии наук. В НАО все делается «по критериям и на условиях, определяемых уполномоченным органом». Основные структуры и системы Академии наук заменяются другим содержанием:

-  состав Общего собрания формируется по усмотрению Единственного акционера, при этом в состав Общего собрания могут включаться не только избранные члены Академии наук, также предусмотрено досрочное прекращение полномочий ее членов;

- Президиум Академии наук назначается Единственным акционером и состоит на 50% из посторонних лиц, не являющихся избранными членами Академии наук.

- Президент Академии наук назначается Единственным акционером из числа членов Президиума, а не избирается Общим собранием, причем   Президентом Академии наук может быть лицо, не являющееся членом Академии наук.

В разработанном проекте Устава в комитете науки МНВО РК заложена возможность уполномоченного органа по люстрации членов Академии наук по своим надуманным критериям и основаниям. Имеется намерение уполномоченного органа Единственного акционера по снижению количества избранных академиков со 162 до 150, а 76 членов-корреспондентов вовсе исключить из состава НАН РК. Такое вмешательство во внутренние дела Академии наук, ставит на утрату принцип пожизненности статуса избранных членов Академии наук. При этом на вооружение взят принцип социального пособия академикам-пенсионерам, а не принцип вознаграждения ученым за заслуги в развитии науки, экономики и культуры страны.

С таким Уставом НАО – НАН РК вряд ли будет признано в международных академических организациях. То есть реальна угроза прекращения членства Казахстана в международных академических ассоциациях и альянсах. Имеет место высокий риск приватизации НАО без ведома Академии наук и ее членов, даже самого Министерства науки и высшего образования РК. Сформируется негативный имидж страны и Президента РК в международной академической среде.

Думаю, после этих доводов ни у кого не осталось сомнения в том, что указание Президента РК К.К. Токаева о возврате НАН РК на государственный статус и поднятии ее престижа, сознательно, а может быть намеренно проигнорировано и превращено в посмешище перед всем цивилизованным миром. Это прямой удар по авторитету и нашего государства, и Президента К.К. Токаева перед годом начала выборной компании по избранию Президента Республики Казахстан.

Сложившуюся тяжелую ситуацию еще можно исправить. Для этого нужно приостановить действие п. 3, статьи 8 Закона РК «О науке» (о НАН РК даже нет отдельной статьи!) и принять отдельный Закон РК «О Национальной академии наук Республики Казахстан», как и во всех странах СНГ и мира. Согласованный с учеными-специалистами проект текста такого Закона уже подготовлен в НАН РК.

В НАН РК избраны лучшие ученые республики, которые продолжают добрые традиции научных школ. По решению Президента Республики Казахстан К.К. Токаева к 2025 г. объем финансирования науки должен достигнуть 1,0 % от ВВП. Кроме того, еще один процент дохода добывающей отрасли тоже будет направлен на развитие НИОКР. Это открывает хорошую перспективу для мощного развития науки и новых технологий в республике, созданию поистине наукоемкой экономики на благо народа Казахстана. Несомненно то, что только развитая наука, управляемая самими учеными во главе НАН РК, а не далекие от науки госчиновниками откроет пусть к прогрессу и будет способствовать строительству Нового Казахстана, Второй Республики под руководством Главы Государства К.К.Токаева, который, используя свой высокий международный авторитет, весьма успешно работает для достижения главной цели – улучшения благосостояния народа Казахстана и безопасности нашего Государства.

Статью подготовил:

Баймуканов Дастанбек Асылбекович
Член-корреспондент Национальной академии наук Республики Казахстан,
Главный научный сотрудник отдела животноводства, ветеринарии, анализа кормов и молока Товарищество с ограниченной ответственностью «Научно-производственный центр животноводства и ветеринарии», 010000 (Z10P6B8), Республика Казахстан
г. Нур-Султан, ул. Кенесары, 40, офис 1505

Комментарии (3)