Социальная жизнь коров удивительно сложна
Запертые в молочных фермах и загонах коровы заслуживают того, чтобы их увидели.
МОЛОДЫЕ КОРОВЫ, как и многие подростки, могут быть трудными. Они любят проверять границы дозволенного; они бросают вызов другим членам своего стада, стремясь утвердиться в его иерархии. Поэтому, когда Сэмми, шестилетняя корова из заповедника «Пис-Ридж» , достигла подросткового возраста, он столкнулся с Тео, главой стада.
Тео — крупный зверь, ростом под два метра в холке и весом в тонну, но при этом ласковый. Он словно добрый дядюшка, берущий телят под своё крыло, быстрый, чтобы успокоить их, вылизывая и заботясь о них. Он не боец, а Сэмми и так был крупнее его, да ещё и агрессивный.
«Он не знал, что делать», — вспоминает Даниэлла Тессье , основательница и руководитель операций заповедника. «Вероятно, это его немного напугало». Затем Клементина, глава стада, заметила, что происходит. «Она подошла к молодому бычку, оттолкнула его и бросила ему вызов. И в ту минуту, как она это сделала, словно лампочка перегорела. Сэмми остановился — и на этом всё закончилось». С тех пор Тео и Сэмми дружат.
В приюте Peace Ridge, расположенном на вершине холма, продуваемого всеми ветрами, в сельской местности Брукса, штат Мэн, содержится более 300 спасённых животных: ослы и козы, овцы и гуси, кролики и свиньи. Но 50 коров занимают особое место в сердце Тессье. Она знает коров с тех пор, как была ещё совсем малышкой на ферме своего деда, и научилась ценить их так, как мало кто может оценить. Тессье не только провела с ними много времени, но и смогла изучать их за пределами ферм, в редких условиях приюта, где животные испытывают меньший стресс и способны демонстрировать социальное поведение, которое в противном случае было бы ограничено.
«Когда вы взаимодействуете с группами, которые способны сохранять целостность, вы сразу видите, насколько сложные у них отношения», — говорит Тессье. «И так много проявлений привязанности, заботы и искренней заботы».
В стаде Пис-Ридж существует иерархия, но она определяется не только физическим превосходством. Её возглавляет Клементина, которая далеко не самая крупная и не самая сильная корова в стаде, и у неё даже нет рогов. Однако она самая старшая и, похоже, заслужила уважение сородичей благодаря жизненному опыту и стремлению поддерживать хорошие отношения между членами стада.
«Клементина всегда оглядывается по сторонам, чтобы убедиться, что все в порядке», — говорит Тессье. Тео тоже так делает, но когда напряжение начинает нарастать, вмешивается именно Клементина. «Она — активный миротворец», — говорит Тессье. «Она просто подойдёт и скажет: „Не переступайте черту“. И все её слушаются, хотя она — корова постарше и поменьше. Это помогает поддерживать баланс».
Я работаю волонтёром в Peace Ridge, правда, с козами, а не с коровами. Честно говоря, коровы всегда меня немного нервировали. Они такие огромные создания, и, как и многие, я мало с ними знаком. Когда Тессье рассказал мне о Клементине и организации стада, я был удивлён.
Не то чтобы я считала коров глупыми — этот старый стереотип настолько укоренился, что фактически стал подопределением этого слова , — но их социальная сложность никогда не приходила мне в голову. «Большинство людей воспринимают их как медлительных стадных животных со слабо выраженной индивидуальностью и очень простыми социальными отношениями и предпочтениями», — писала этолог Лори Марино из Центра защиты животных Киммелы в обзоре, посвящённом когнитивным способностям коров . Примерно так я и думала, пока не услышала историю Клементины.
Однако скептически настроенный читатель может счесть наблюдения Тессье просто анекдотичными. Так что же говорит наука?
Существует немало исследований, посвящённых когнитивным способностям коров и их отношениям. В одном особенно интересном исследовании Кембриджского университета, где измерялась реакция коров при обучении открывать ворота, описывалось, как поиск решения вызывал момент восторга, подобный «Эврика!» . Неудивительно, что коровы предпочитают компанию одних особей больше, чем других. Но, возможно, ещё более удивительно узнать, насколько важно для них вылизывание , поскольку оно снимает напряжение и способствует установлению связей между особями, подобно тому, как приматы ухаживают за собой.
Что касается социальной организации, биологи давно описали иерархии в немногих диких стадах , существующих по всему миру, что позволяет нам представить, как коровы жили бы в естественной среде. Эти группы матриархальны и возглавляются старшими самками, как и наблюдал Тессье. Иерархии также наблюдались у коров, выращиваемых на фермах , но ни у диких, ни у выращиваемых на фермах коров нет данных о миротворческом поведении, описанном Тессье.
«На эту тему пока мало исследований», — говорит Седрик Сюэр , этолог из Страсбургского университета, изучавший групповую динамику европейских зубров (у которых он задокументировал лидерство самок и коллективное принятие решений) , а также их сородичей — коров, выращиваемых на фермах. Тем не менее, говорит Сюэр, «я не исключаю, что [такое поведение] существует». Возможно, исследователи просто не искали их или, как полагает Тессье, группы крупного рогатого скота слишком нестабильны и неестественны для развития их врождённой социальности.
Независимо от того, выращивают ли коров для производства говядины или молока, содержат ли их на небольших фермах или в крупных хозяйствах, текучесть кадров в стадах гораздо выше, чем в Пис-Ридж или в дикой природе. Коллективы не сохраняются годами. «Когда фермер меняет стадо, он нарушает ту социальную иерархию, которая была допущена», — говорит Тессье. «Возможно, каждые полгода-год кого-то из стада забирают. Это разрушает те отношения, которые вы могли бы наблюдать».
Кристиан Наврот , этолог из Научно-исследовательского института биологии сельскохозяйственных животных в Германии, называет это «очень важным моментом» и соглашается, что содержание животных в неволе в условиях производства «снижает вероятность проявления социального поведения». Он также ссылается на исследования по примирению и разрешению конфликтов у домашних свиней и коз . «Урегулирование споров, вероятно, можно наблюдать и у коров», — говорит Наврот.
Следующий вопрос: отражает ли это заботу о благополучии других коров или даже сознательную попытку поддержания позитивного настроя в стаде? Тессье уверен, что это так, хотя, по словам Наврота, существует и альтернативное объяснение: доминирующие особи «хотят, чтобы в загоне было тихо», чтобы снизить риск травмирования четвероногих наблюдателей.
Возможно, исследования, проводимые на стойловых стадах в приютах, когда-нибудь дадут ответ на этот вопрос. Действительно, новая исследовательская программа в приюте Farm Sanctuary в Нью-Йорке была запущена с верой в то, что в приютах можно узнать больше – не только о коровах, но и обо всех видах сельскохозяйственных животных, – чем в молочных стойлах и загонах для скота. Тем временем Клементина будет присматривать за своим стадом, поддерживая мир, как понимают её собственные смотрители.
Brandon Keim “The social lives of cows are remarkably sophisticated”
Перевод статьи «The social lives of cows are remarkably sophisticated» автора Brandon Keim, оригинал доступен по ссылке. Лицензия: CC BY. Изменения: переведено на русский язык
Фото: Isabel Seliger
Комментарии (0)