Опубликовано 24.11 00:01

Трансформация науки: что принесут реформы НАН РК?

Придание НАН РК формы Высшего научного государственного учреждения «Национальная академия наук Республики Казахстан» (ВНГУ «НАН РК»), учреждаемого Президентом Республики Казахстан, дает импульс развития отечественной науки.

Информация о текущей ситуации по вопросу придания НАН РК государственного статуса и необходимости закона «о Национальной Академии Наук Республики Казахстан»

Саботаж поручения Главы государства

На торжественной сессии Общего собрания НАН РК  1 июня 2022 года Глава государства Токаев К.К. в своем выступлении сказал, что необходимо повысить роль Национальной академии наук РК, для этого ей нужно придать государственный статус, финансировать из бюджета. По итогам было принято Протокольное решение и Закрепление контроля исполнения поручений Президента РК, в котором Правительству был дан срок до 30 декабря 2022 года по вопросу изменения статуса НАН РК, при этом было прописано, что  необходимо действовать по согласованию с НАН РК. Однако оба документа были скрыты от НАН РК. Вместо этого 14 июня 2022 года Заместитель Премьер-министра Тугжанов Е.Л. провел совещание, на котором дал поручение только что созданному 11 июня Министерству науки и высшего образования (МНВО) «обеспечить проработку в Сенате Парламента законодательных поправок по институциональной трансформации Национальной академии наук в некоммерческое акционерное общество и принять меры по совершенствованию критериев отбора на должность Президента Национальной академии наук». В это же день (!) 14 июня Премьер-Министр РК направил письмо в Сенат Парламента РК, в котором в срочном порядке (!!!) настаивает на принятии поправок в Закон «О науке» и включении их в проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений  в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности, недропользования, местного государственного управления и государственной границы».

В Парламенте РК были использованы процедуры, позволившие принять данные поправки без какого-либо обсуждения за очень короткий срок вначале в Сенате, затем в Мажилисе Парламента, минуя его профильный Комитет.

Инициированные без участия НАН РК  поправки в Закон «О науке»:

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья дополнена подпунктом 21-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

21-1) академик Национальной академии наук Республики Казахстан - ученый, имеющий выдающиеся достижения в области науки, избираемый академией в порядке и на условиях, определяемых уполномоченным органом в области науки; 

ПОЗИЦИЯ НАН РК:

Нигде в мире академиков не избирают в порядке и на  условиях, определяемых уполномоченным органом в области науки. В документе Европейской Федерации Академий наук (ALLEA) отмечено, что «Академии являются самоуправляемыми органами выдающихся ученых, представляющих все области естественных, социальных  и гуманитарных наук. Академик (от лат. Academicus) - это высшее учёное звание, которое присваивается образованному человеку в качестве награды за его выдающиеся научные заслуги и достижения. Академики пожизненно избираются тайным голосованием на общем собрании соответствующей академии наук из числа её членов, при этом право голоса имеют только академики».

Инициаторы поправок (прежнее руководство Министерства образования и науки (МОН) настолько торопились, что не нашли более достойного порядкового места для академика в перечне понятий, используемых в Законе  «О науке», втиснув его между инженерно-техническим работником и ассоциированным профессором (доцентом), профессором, учеными званиями, присваиваемыми уполномоченным органом. Даже в этом проявляется истинное отношение государственных служащих прежнего Министерства образования и науки (Аймагамбетов А.К.), а теперь и нынешнего Министерства науки и высшего образования к поручению Главы государства о повышении роли Академии наук.

В Законе не имеется определения  понятия «член-корреспондент».

Статья 4. Компетенция уполномоченного органа

В компетенцию уполномоченного органа входят:

Статья дополнена подпунктом 2-2 в соответствии с Законом РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

2-2) разработка и утверждение правил и критериев избрания академиков Национальной академии наук Республики Казахстан;

ПОЗИЦИЯ НАН РК:

Правила и критерии избрания академиков Академии наук во всем мире – это прерогатива академического сообщества, его Устава, научного самоуправления, а не уполномоченного органа в области науки.

Статья 8. Научные организации

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 30.06.22 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.)

Национальная академия наук Республики Казахстан, созданная в форме некоммерческого акционерного общества со стопроцентным участием государства в уставном капитале:

1) вырабатывает рекомендации по определению приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, а также приоритетных направлений стратегических, фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан;

2) координирует подготовку и издание ежегодного национального доклада по науке;

3) координирует подготовку и проведение форсайтных исследований по развитию науки;

4) проводит конкурсы на соискание именных премий и стипендий в области науки;

5) проводит научные исследования в различных областях науки и техники;

6) издает научные журналы;

7) участвует в развитии международного научного и научно-технического сотрудничества;

8) участвует в популяризации науки;

9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Академику Национальной академии наук Республики Казахстан, достигшему пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», устанавливается ежемесячная пожизненная стипендия в размере и порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан.

ПОЗИЦИЯ НАН РК:

Национальная Академия наук согласно поручению Президента РК должна приобрести  государственный статус.  Однако вместо ожидаемого традиционного государственного статуса НАН РК получила КВАЗИгосударственный, то есть не государственный статус НАО (некоммерческое акционерное общество) со 100% государственным участием. НАО-это квазигосударственная организация, стопроцентное участие государства говорит лишь о том, что организация в данный период времени находится в государственной собственности. Для Академии наук форма НАО (некоммерческого акционерного общества) приводит к его ликвидации, так как Общее собрание Академии наук перестает быть высшим органом управления, функции высшего органа управления передаются Единственному учредителю НАО, обладающему исключительными правами по всем ключевым вопросам деятельности организации, включая любые вопросы, в том числе по формированию состава Общего собрания, исключения из его состава,  назначению («избранию») академиков, («исключению»)  прекращению их полномочий, внесению любых изменений в Устав НАО, приватизацию и ликвидацию организации.  В НАО НАН РК все атрибуты Академии наук: научное самоуправление, демократические выборы, состав Общего собрания, вопросы членства в Академии наук, пожизненность избрания, будут упразднены,  полностью уничтожены. НАО НАН РК – это по сути лишь декоративная Академия наук, организация, лишь по названию является Академией наук, но она таковой уже не является ни по одному критерию, присущему Академии наук классического типа. Форма НАО для Академии наук как таковая не только не характерный и унизительный статус и для государства и для Академии наук, но это неумолимый путь к ликвидации действующей  Национальной академии наук.

К тому же поправками в Закон «О науке» Академии наук приданы не все функции в соответствии с поручением Президента, они фактически были проигнорированы и представлены в иной интерпретации, без учета мнения самих ученых. Так, из предмета деятельности Национальной академии наук выпала функция участия в научно-технической экспертизе фундаментальных и прикладных научных исследований (эта функция осталась в перечне видов деятельности академий и союзов ученых, имеющих статус общественных объединений), в то время как Главой государства было акцентировано внимание именно на аспектах экспертной деятельности Академии наук. В принятых поправках Академия наук не обозначена центром научной мысли и авторитетной структурой, осуществляющей экспертную деятельность, определяющей  приоритетные сферы научных исследований.

Подготовившие поправки в Закон «О науке» в вопросе установления стипендий взяли на вооружение принцип социального пособия академикам-пенсионерам, а не принцип вознаграждения ученым за заслуги в развитии науки.

Предпринятые НАН РК действия и почему Академии наук навязывается  именно форма НАО?

НАН РК на своем Общем собрании 30 июня 2022 года  консолидировано выразила свое категорическое несогласие со скоропалительными, принятыми без обсуждения в профильных Комитетах Мажилиса и Сената Парламента РК, поправками в Закон. В принятом единогласно Постановлении Общее собрание НАН РК официально заявило об абсолютной неприемлемости формы НАО для Национальной академии наук РК.

Президиум НАН РК направил Обращение на имя Главы государства

Совместная работа НАН РК с МНВО РК.

Была создана Рабочая группа Министерства науки и высшего образования  (МНВО) и Национальной академии наук (НАН РК). При этом, если на всех этапах  НАН РК ориентирована на  поиск путей точного и полного исполнения Протокольного поручения Президента от 1 июня 2022 года, то МНВО в лице Комитета науки заточено лишь на исполнении ошибочно и скоропалительно принятых поправок в Закон «О науке», продавливании навязываемого НАН РК статуса НАО. НАН РК на каждом этапе после консультаций с юристами аргументированно и доказательно высказывала и отстаивала свою позицию. 

Каков ОСНОВНОЙ замысел Инициаторов принятых поправок в Закон «О науке»? ПОЧЕМУ ИМЕННО НАО?

Юридическая форма Некоммерческого акционерного общества (НАО) предполагает обязательное создание Совета директоров, возглавляемое Единственным акционером – Министерством науки и высшего образования в лице министра. При этом в  состав Совета директоров  в НАО (не менее 30%) в обязательном порядке должны входить лица не из числа членов НАН РК. 

В проектах всех документов (Устава, Критериев избрания академиков), разработанных в недрах бывшего МОН РК, и лоббируемых Комитетом науки МНВО (так как инициаторы формы НАО для НАН РК  остались на своих позициях) красной линией проводится идея ТРАНСФОРМАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ Национальной академии наук РК. Совет Директоров, который предполагают одновременно называть Президиумом НАН РК, назначаемый Единственным акционером, получит все полномочия по проведению реорганизации.

Реорганизация НАН РК согласно проектов и замыслов Комитета науки

Ни в одном из подготовленных проектов документов МНВО не прописывается, что действующие члены РОО НАН РК становятся членами НАО НАН РК. Наоборот, пользуясь принятыми поправками в Закон «О науке», предлагается ограничение числа академиков до количества в 150 человек.  Напомним, что настоящее время в НАН РК  160 академик и 76 член-корреспондентов, всего 236 членов Академии наук. По проекту Комитета науки академики, избранные до 2003 года, якобы проходят автоматически в состав академиков НАО НАН РК. Таковых в составе действующего НАН РК 16 человек (включая первого Президента РК, академика НАН РК Назарбаева Н.А.), хотя уже в проекте Устава НАО, подготовленном Министерством науки и высшего образования, членами Академии наук не могут быть лица старше 70 лет, а академикам, избранным до 2003 года, как всем известно,  уже более 70 лет. То есть замысел МНВО очень простой – этих академиков вначале используют для легимитизации процесса формирования нового состава академиков НАО, обеспечения якобы преемственности от существующей НАН РК, а затем согласно Устава НАО прекратят их полномочия в качестве академиков.

Академики РОО НАН РК в количестве 144 человек, избранные начиная с 2003 года, должны будут подавать заявления в НАО НАН РК для подтверждения (?!) своего статуса члена Академии наук. Такой процедурой подачи заявления в НАО упраздняется принцип пожизненности избрания действующих членом Академии наук. То есть на деле академический статус действующих академиков не признается. Тем самым  все выборы в члены Академии наук, начиная с 2003 года, признаются Министерством науки и высшего образования утратившими силу. Заявления рассматриваются Советом директоров (Президиумом) НАО и «академики» НАО избираются простым большинством. То есть, процедурой подачи заявления и процедурой подтверждения  в целом произойдет полная люстрация всех без исключения нынешних членов Национальной академии наук, даже академиков, избранных до 2003 года, так как их статус будет упразднен в силу превышения ими 70-летнего порога. То есть в целом всеми этими процедурами планируется и обеспечивается ликвидация существующей НАН РК. Процедурой подачи заявления МНВО планирует какое-то количество из нынешних членов Академии наук включить в состав создаваемого НАО НАН РК, но исключительно лишь для того, чтобы легимитизировать новый состав «академиков» НАО, одновременно стремясь продемонстрировать в глазах государства и общества создаваемое НАО НАН РК как правопреемника Национальной академии наук Республики Казахстан. Но новые «академики» НАО не будут иметь пожизненного статуса академика, так как согласно Уставу НАО Единственный акционер и Совет директоров имеют право по своему усмотрению в любой момент и без каких-либо разъяснений лишить их такого статуса. Как сейчас  пишет МНВО «в  дальнейшем», а на деле сразу «академики» НАО «избираются» (реально назначаются) по новому порядку  и критериям МНВО.

В Законе «О науке» не дано определение член-корреспондента НАН РК и в проекте документа «Правила избрания  академиков НАО НАН РК» и «Критерии избрания академиков НАН РК», размещенном Комитетом науки, вопреки возражениям НАН РК на портале открытых НПА,  данное определение также отсутствует. Член-корреспонденты  действующей НАН РК формально остаются как бы в неопределенном статусе, но на деле, фактически происходит их ликвидация как членов Академии наук.    

Предполагаемые Правила и Критерии  избрания  академиков неприкрыто направлены на разрушение принципов научного самоуправления,  на котором построена деятельность Академий наук во всем мире. Так, Правила содержат  пункт, в котором написано «В случае, если Общее собрание не сформировано, решение об избрании кандидата (-ов) принимается Президиумом до того момента, когда общее число не составит 25 (двадцать пять) и более….  После достижения количества 25 (двадцать пяти) членов Академии дальнейшие выборы осуществляются посредством общего собрания, о чем делается соответствующая запись в протоколе Общего собрания». Тем самым инициаторы придания Национальной академии наук Республики Казахстан статуса НАО откровенно раскрыли свой настоящий замысел – только 16 человек (академики до 2003 года) могут вначале войти в состав НАО НАН РК. Это меньше 25. Общее собрание при этом до конца не сформировано. Поэтому решение будет принимать Совет директоров (Президиум). Сформировать его в НАО достаточно из 5 человек. Треть из них по закону об акционерных обществах должны быть не из числа академиков. Совет директоров (Президиум) же рассмотрит заявления от академиков, избранных с 2003 года, и кооптирует часть из них в НАО НАН РК исключительно по своему усмотрению.  Остальные академики  до предельного числа, обозначенного в 150 человек, будут вновь «избраны», на деле назначены Советом директоров, причем возраст новых академиков НАО согласно проекту его Устава, разработанного КН МНВО,  не должен превышать 70 лет.

Правила содержат  пункт следующего содержания «В исключительных случаях уполномоченный орган, при отсутствии Президиума, может объявить о проведении внеочередных выборов в академики Академии». О каких исключительных случаях идет речь? Каким образом допускается отсутствие Президиума? Очевидно, что речь идет о процедуре создания НАО НАН РК. Тогда на основании данного пункта Критериев  уполномоченный орган МНВО, в лице Министра в отсутствии Президиума, Общего собрания объявляет внеочередные выборы в академики и набирает условные 25 своих «академиков» НАО.

В Правилах указано «В случае, если число избранных кандидатов по данной специальности оказалось меньше, чем число вакансий по этой специальности, Президиум в течении 3 (трех) месяцев проводит очередные выборы с указанием срока полномочий не позднее соответствующего трехлетнего периода». То есть Президиум (он же Совет Директоров, формируемый и руководимый Единственным акционером) по своему усмотрению проводит внеочередные выборы и на вакантные места «избирает» академиков с каким-то невнятным статусом и сроком полномочий «не позднее трехлетнего периода», т.е. каких-то получается «временных академиков». Тогда как во всем мире, как и в Казахстане,  звание академика присваивается ученому пожизненно!

В Критериях, предъявляемых к лицам, избираемым в состав НАН РК (заметим, что в Правилах речь идет об избрании академиков, а в Критериях – о лицах, избираемых в состав НАН РК) прописаны наличие опыта работы не менее десяти лет в научных организациях  и не менее десяти лет в организациях высшего образования РК, в том числе не менее пяти лет в зарубежных (!) организациях высшего образования или научно-образовательных организациях. Опыт работы ученого, безусловно, важнейший критерий, однако, бывают случаи, когда академиками могут избираться ученые, не имеющие совокупного опыта работы 20 лет в разных организациях, за их исключительные достижения, открытия и авторитет в научном мире. Более того, исходя из практики, известно, что есть известные  ученые, которые не работают в организациях высшего образования, и, наоборот, в НИИ.

Все академии наук мира имеют совершенно иную структуру, основанную на демократических процедурах и выборности: высший орган - Общее собрание, состоящее из членов (академиков и членов-корреспондентов) Академии наук, Президент, избираемый тайным голосованием членами Академии наук на Общем собрании, Президиум, избираемый Общим собранием, члены Академии наук, избираемые Общим собранием тайным голосованием.

Негативный опыт пребывания НАН РК в 1996-2003 годы в составе министерства, как известно, привел Академию наук к ее трансформации в 2003 году в Республиканское общественное объединение (РОО) НАН РК. В силу этого, а также учитывая ту участь для НАН РК, которую в настоящее время готовят в Министерстве науки и высшего образования, возврат к такому прежнему состоянию в структуре Министерства для Национальной академии наук РК неприемлем.

Государственная комиссия.

12 августа текущего года состоялась встреча Заместителя Руководителя Администрации Президента, Министра науки и высшего образования с Президентом Национальной академии наук, на которой была обсуждена сложная ситуация, возникшая в связи с искаженным исполнением поручения Главы государства о придании Национальной академии наук государственного статуса, ее риски и последствия. На данной встрече были обсуждены вопрос создания Государственной комиссии по распоряжению Премьер-Министра РК.

Несмотря на это,  Комитет науки МНВО продолжал требовать от НАН РК согласия на работу в Комиссии, создаваемой при Министерстве. На что НАН РК отвечало категорическим отказом и в итоге добилось поддержки в Администрации Президента о создании Государственной комиссии под председательством Заместителя Премьер-Министра РК.  В связи с электоральной кампанией, президентским выборами Президент НАН РК в письме к Премьер-Министру обратился с просьбой, чтобы свою работу Государственная комиссия начала после 20 ноября т.г. и к 30 декабря, сроку, установленному Протокольным решением Президента РК, выработала основные рекомендации. А также, что для действительного обеспечения прозрачности, объективности и согласованности позиций кандидатуры всех ученых для включения в состав данной Государственной комиссии должны быть согласованы с НАН РК. Так как Комитет науки надеется и делает все для того, чтобы деятельность Государственной комиссии была направлена не на исполнение Протокольного решения Президента о придании НАН РК действительно государственного статуса, а продавливании через Государственную комиссию принятия решения о НАО.

На самом деле Государственная комиссия необходима для решения следующих главных вопросов:

Во-первых, в целях точного выполнения поручения Главы государства необходимо подготовить и принять в приоритетном порядке Закон «О Национальной академии наук Республики Казахстан».  Данный  Закон упразднит принятые поправки в Закон «О науке», касающиеся НАН РК.

Во-вторых, выполнением поручения Президента РК по приданию НАН РК государственного статуса является придание НАН РК формы Высшего научного государственного учреждения «Национальная академия наук Республики Казахстан», учреждаемого Президентом Республики Казахстан.

И наконец, чтобы стать, как сказал Глава государства К.К.Токаев,  центром научной мысли и авторитетной структурой – Академия наук должна изменить не просто юридическую форму, а приобрести необходимую для своей деятельности инфраструктуру! Исполнители поручения Президента в этом направлении не предприняли ни одного шага, не сказали ни единого слова. Государственная комиссия – это возможность выработки предложений и принятия решений  в данном направлении.

Деятельность Академий наук отличается от деятельности других научных и научно-образовательных организаций тем, что в ней коллектив состоит из двух частей, совершенно разных по правовому статусу ее членов: штатных и внештатных-общественных. Причем право управления Академией имеют нештатные члены-академики и члены-корреспонденты, входящие в высший орган управления академии наук - Общее собрание!

Поэтому деятельность всех государственных Академий наук мира осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления общества ученых в организации работ и осуществления свободного научного поиска, исследования и реализации результатов на практике. Это необходимо для развития творческих возможностей ученых, а также развития науки и прогресса в стране, создания научных школ и подготовки научных кадров в условиях демократии. По этой причине деятельность Академии наук не вписывается в стандартные трафаретные формы как РГУ, РГП на ПХВ, АО, НАО и т.д. Поэтому во всех странах приняты отдельные Законы об Академиях наук, учитывающие такую специфику и двойственный характер организации, являющейся по статусу и названию высшей научной государственной организацией.


Комментарии (2)