ДТ-75: как выбрать и купить БУ трактор
Легендарный ДТ-75 Волгоградского тракторного завода — один из самых популярных тракторов времен СССР и постсоветского времени. С 1962 по 2009 годы на ВГТЗ и Павлодарском тракторном заводе было выпущено более 2 740 000 машин. Это надёжный, простой и недорогой гусеничный трактор, предназначенный для вспашки и культивации земли. Один тракторист выразился так о «волжанине»: «ДТ-75 – это автомат Калашникова в сельском хозяйстве. Все клянут, мечтают бросить, кричат, что устарел, слабоват, громковат, что есть лучше, но полстраны ещё на них так и прыгает».
Перед покупкой нужно проверить год выпуска, документацию, шильдики. Часто документов на старые трактора уже нет, поэтому стоит изучить руководство по эксплуатации. Также в будущем понадобится книга по ремонту: там подробно описаны все регулировки и указаны все точки смазки.
Сразу нужно сказать, что ремонтов не миновать, ведь вы покупаете немолодую технику, которая может достаться за «копейки», но в плане ремонта будет дороговата.
На осмотр желательно брать с собой человека, который работал на этой машине, ведь даже если «спецы» подскажут, на что обратить внимание, всё же можно упустить много важных нюансов.
Выбрать модификацию и сборку
Перед покупкой стоит определиться с модификацией и сборкой машины. Основное производство ДТ-75 было сосредоточено в Волгограде. С 1968 года эта техника выпускалась также на Павлодарском тракторном заводе (Казахстан). Однако предпочтительнее трактор волгоградской сборки.
Всего существует два поколения этих тракторов. ДТ-75 первого поколения отличается цельнометаллической кабиной с округлыми формами. На машинах второго поколения установлена ассиметрично расположенная кабина, а топливный бак размещён справа от кабины, отчего в народе эти трактора прозвали «почтальонами». Предпочтительнее остановить свой выбор именно на «почтальоне», так как он оснащён более мощным двигателем и имеет более просторную подрессоренную кабину с вентиляцией. Основные модели второго поколения: ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75БВ, среди них ставшая классической машина ДТ-75М.
За многолетнее существование базовой модели было создано несколько модификаций:
- ДТ-75Б – болотоходный вариант, с увеличенной шириной гусеничного полотна
- ДТ-75К – для работы на крутых склонах, например, в горнодобывающей промышленности
- ДТ-75С– для использования в качестве бульдозера
- ДТ-75Н – модернизированная версия
- ДТ-75МДТ-75Д – универсальный гусеничный трактор
- ДТ-75МЛ – выпускался только в Павлодаре, отличается другой облицовкой моторного отсека и увеличенной кабиной
Определиться с двигателем
Пред покупкой нужно также определиться с силовым агрегатом, установленным на тракторе. Это важно, так как на ДТ-75 устанавливались разные «движки», каждый из которых имеет свои плюсы, минусы и подводные камни.
Так, на ДТ-75 в зависимости от модели и производителя установлены четырёхцилиндровые или четырёхтактные дизельные моторы:
- СМД-14 производства Харьковского моторостроительного завода. Рабочий объём 6,33 л, мощность 75 л/с при 1 700 оборотов в минуту. Удельный расход топлива при номинальной мощности – 218 г/кВт ч. Диаметр цилиндра – 120 мм; ход поршня – 140 мм
- СМД-18Н с турбонаддувом и мощностью 95 л/с
- А-41, А-41СИ, Д-440-21 производства Алтайского Моторного завода. Мощность – 90 л/с. Диаметр цилиндров – 130 мм. Ход поршня – 140 мм. Рабочий объём цилиндров – 7,43 литра
Какие «болезни» есть у этих приводов? У А-41 нередко переламывается коленвал. На двигателях СМД часто выходит из строя турбина и также переламывается коленвал, кроме того, есть трудности с поиском запчастей. «Движки» СМД капризные, признают специалисты, но если применять хорошее топливо и масла и проводить регулярное ТО, то работают исправно. Кроме того, если мотор с турбонаддувом, рекомендуется не давать ему долго работать на малых оборотах, следить за уровнем масла и перед глушением подержать на малых оборотах 3-4 минуты.
Визуальный осмотр
Выбор покупки непосредственно на месте начинается с визуального осмотра. «Взгляните на внешний вид – любая техника при плохом к ней отношении быстро приходит в плачевное состояние, а ДТ-75 тем более. Это своенравная машина, она любит ежедневный уход: приехал с поля в конце смены, нагнетатель шприц схватил и пошел по кругу», - рассказывает Сергей Поротников, продуктовый менеджер по тракторам компании «Трак Контракт».
Далее, продолжает он, нужно осмотреть двигатель, мост, КПП. «Загляните под трактор в районе кардана, чтобы убедиться, что не было течи масла. Ручейков, подтёков и промытых участков быть не должно», — объясняет Поротников.
Также он рекомендует тщательно осмотреть крепление капота. «Там должны быть шайба, гровер и гайка. Если крепёж без одной из этих деталей, значит, к трактору относились спустя рукава», - поясняет специалист. Также плохое отношение к трактору можно увидеть и по крепежу в кабине, добавляет Сергей Поротников. Например, может отсутствовать часть болтов, гаек, указателей и прочего.
«Болячки» ходовой части
Износ ходовой части грозит «разуванием»: например, вы резко повернули, и машина теряет гусеницу.
Чтобы не столкнуться с подобной неприятностью, нужно при покупке обратить внимание на износ траков. Комплект – пара гусеничных лент с пальцами, шайбами и стопорами – стоит около 60 000 руб. Для того, чтобы определить износ траков, надо осмотреть состояние отверстий под палец. Если изношены зубцы, это ещё ни о чём не говорит – если трактор много ездил по дорогам, то они непременно будут изнашиваться. Чем твёрже грунт и чем больше трактор по нему ездит, тем сильнее они изнашиваются.
В идеале гусеницы должны быть с высокими грунтозацепами, и «бортик» на внутренней части гусеницы (который проходит между катков) не должен быть изношен, а сами катки не должны иметь сильного износа и болтаться.
Помимо этого, важно посмотреть, не изношены ли траки между рёбрами жёсткости. Каждый трак проверяется на наличие трещин или сильного износа. Также нужно проверить состояние пальцев (чаще всего после покупки их приходится менять на новые). Стоимость пальцев на обе «гусянки» составляет около 10 000 руб.
Но самое больное место у гусеничных тракторов – это каретки. На каретках, расположенных на осях качания, должны быть крышки на четырёх болтах. Если крышка отсутствует, в каретку попадает грязь и вода, и она изнашивается. Безусловно, это не смертельно для техники, но и хорошего тут тоже мало. Разрыв резинового уплотнения с обратной стороны приводит к большой выработке на оси, в результате она забивается грязью, и при ремонте каретку очень трудно будет снять с оси. Иногда её приходится снимать вместе с осью, а потом выбивать ось с помощью кувалды.
Кроме того, нужно проверить уровень негрола в осях качания. Изношенная каретка может «гулять», перескакивать через буртики на траках и стать причиной «разувания» трактора. Нелишне осмотреть и катки на каретках: они могут быть очень сильно изношены и истёрты. Поддерживающие катки также должны быть смазаны негролом. Поэтому стоит проверить уровень негрола в каретках. Для этого с торца гайки откручивается пробка и проверяется уровень жидкости. После откручивания пробки на каретке из отверстия должна потечь смазка. Если сухо, значит за «ходовкой» не ухаживали (естественно откручиваем на самой некрасивой и вызывающей подозрения каретке).
Наряду с этим нужно осмотреть износ ведущей звезды. На ней должны стоять две направляющие втулки и шесть болтов. Пошатайте звёздочку и проверьте, болтается ли она. Ведущая звёздочка должна быть острозубой и выглядывать через гусеницу (в противном случае она уже изношена), а задняя навеска должна быть комплектной и не гнутой.
Ленивцы также изнашиваются со временем, поэтому необходимо проверить, не изогнуты ли они. Ленивцы крепятся на оси, которую тоже нужно осмотреть.
И, конечно, не стоит избегать проверки натяжных механизмов. Гидравлический натяжной механизм гусениц лучше, чем механический, так как он проще в обслуживании: наполнили его солидолом или литолом – и он работает. На механическом же натяжителе из-за коррозии гайка прикипает так, что её сложно открутить. Обычно механические натяжители попадаются на «казахстанцах».
Пусковые испытания
Перед пуском двигателя с помощью щупа важно определить уровень и качество масла, отсутствие в картере воды или солярки.
«Трактор должен ехать на всех передачах и легко поворачивать в обе стороны», - рассказывает главный механик компании «Агромехснаб» Андрей Вохмин. – Если после пуска мотора из сапуна «летит» масло, это говорит о том, что двигатель изношен. А белый дым, который идёт после того, как резко дашь газу, означает, что силовая установка в негодном состоянии».
Чтобы не приобрести машину с вышеописанными проблемами, специалист рекомендует при покупке проверить повороты в движении и выжать на себя оба рычага фрикциона (трактор должен плавно остановиться). Если машина продолжает ехать, надо отрегулировать фрикционные ленты, если останавливается, фрикционы в порядке. При развороте на месте не должны слетать гусеницы и перескакивать зубцы на ведущей звездочке. В движении при плавном нажатии на тормоз трактор начинает останавливаться, двигатель постепенно глохнет. Если же трактор останавливается, а двигатель гремит и работает, значит, неисправно сцепление. «На такие вещи как ходоуменьшитель и реверс ориентироваться не надо, важно общее состояние трактора (так как запчасти дороги). Впрочем, если ходоуменьшитель и реверс будут — это хорошо» - считает Андрей Вохмин.
Если трактор заводится легко, но передачи не включаются, продолжает специалист, стоит треск, а педаль, цилиндр усилителя и выжимной ходят ходуном, это означает что «залип» диск сцепления. В этом случае можно включить скорость и сдёрнуть буксиром, а лучше выжимать сцепление на незаведённом двигателе и через лючок монтажкой-лопаткой стукнуть по диску.
Где купить и за сколько?
Подержанный ДТ-75 можно купить на следующих площадках:
https://spec.drom.ru/ - автомобильный Интернет-портал, продающий как обычные автомобили, так и спецтехнику. Изначально проект охватывал преимущественно японские автомобили, но со временем он значительно расширился.
https://www.avito.ru/ - Интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, вакансиях и резюме на рынке труда, а также услугах от частных лиц и компаний, занимающий второе в России место среди онлайн-классифайдов. Особенностью является продажа подержанных вещей и автомобилей. Большое место уделено спецтехнике, в частности сельхозтракторам.
https://exkavator.ru/ - Экскаватор Ру - Первый экскаваторный! - Ведущий портал по строительной технике в русскоязычном Интернете. Представлена также и сельхозтехника, в частности, новые и бэушные трактора МТЗ. (а ДТ-75?)
https://agroserver.ru/ - Портал сельского хозяйства и пищевой промышленности. Очень много предложений о продаже бэушной техники.
https://xn----8sbisj4awbe1cwcyb.xn--p1ai/ - Купить тягач — специализированный портал по продаже б/у техники. Объявления о продаже самой разной б/у техники: от бетоносмесителей и тракторов до микроавтобусов и прицепов.
https://kupiprodai.ru/ - Доска бесплатных объявлений по всей России. Есть немало объявлений о продаже трактора ДТ-75 и запчастей к нему.
http://www.regtorg.ru/ - сеть деловых порталов, объединяющая компании продавцов и покупателей различной продукции, товаров и услуг на одной площадке. Очень много объявлений о продаже ДТ-75.
https://www.farpost.ru/ - доска объявлений от частных лиц и компаний. На сайте 200 миллионов объявлений.
https://promportal.su/ - портал для создания своего бизнеса в интернете с минимальными затратами. Также PromPortal.su - это каталог товаров и услуг России.
https://cloudys.ru/ - сервис по поиску объявлений. Много предложений подержанных машин по невысокой цене.
https://traktory-bu.ru/ - доска частных объявлений: тракторы, оборудование, запчасти.
https://ehkskavator.ru/ - доска объявлений. Аренда. Покупка. Продажа.
http://www.tradedir.ru/ - портал, объединяющий компании продавцов и покупателей оптовой и розничной продукции, товаров и услуг на одной площадке.
Ввиду того, что трактор ДТ-75 был одним самых популярных и массовых в СССР и на постсоветском пространстве, его до сих пор можно встретить на полях и в продаже. Предложений по подержанным Т-75 достаточно много. Машину 80-х годов выпуска можно найти стоимостью от 100 000 руб. При этом есть хозяйства, где её готовы продать и за 60 000 руб. Однако тут надо всё внимательно взвесить и решить, сколько вы готовы вложить в ремонт трактора и его восстановление. Т-75, произведенный в 1990-е, на интернет-площадках предлагают за 120-220 000 руб. Техника, выпущенная в 2000-х годах, предлагается за 300-450 000 руб. Но есть варианты и по 850 000 руб. и выше.
Автор: Ирек Давлетшин
Комментарии (1)