28.02.2019

Косилка на тракторе, советы по эксплуатации

На первых проходах после прибытия машины с завода, специалисты рекомендуют ставить разгрузку на 70–80 кг каждого косилочного агрегата (правый, левый, фронтальный и т.д.), а далее смотреть по ситуации и править в зависимости от грунтов и травостоя.

«Если грунт мягкий, например, так часто бывает на площадях с однолетними культурами, то разгружать больше, если косят луговые многолетние — увеличить давление на почву», — приводит пример специалист по кормоуборочной технике компании Krone Владимир Марков.

Одной из наиболее частых ошибок в работе с косилками специалист по комбайнам и кормоуборочной технике компании John Deere Иван Баяк называет экономию на расходниках, а именно — несвоевременную замену ножей. «Если нож сточился на 1/3 от базовой ширины, то его надо менять или переворачивать (если это двусторонние ножи), — предупреждает он. — В противном случае значительно увеличивается расход топлива (на 20–30 %), возрастает нагрузка на систему привода, а главное — снижается качество среза».

Также аграрии часто путают и при установке меняют местами левый и правый ножи. «В результате, чтобы приподнять массу и передать ее на плющилку, нож начинает рвать ее, заминать и задавливать, — констатирует специалист Krone. — Трактор при этом усиленно «тащит горючее», а производительность падает».

Рекомендованная скорость кошения составляет 10–12 км/ч, но если поля очень ровные, то можно косить и на 25 км/ч, убежден маркетинг-менеджер компании «KUHN ВОСТОК» Максим Соколов. Однако перед этим он настоятельно советует объехать поля и оценить, насколько они ровные и чистые. И, конечно, правильно выставить разгрузку бруса (максимально облегчить).

Эксперты обращают внимание, что через некоторое время при работе со старыми тракторами МТЗ 80, у них «уходит» уровень навески — ослабляются гидроцилиндры в трехточечной навеске, и она постепенно опускается. В итоге на навесных косилках меняется угол передачи крутящего момента карданной передачи, что приводит к ее выходу из строя. Кроме того, в прицепной косилке это чревато наматыванием массы на поворотный редуктор и активным снашиванием резины армированного уплотнительного манжета. По наблюдениям специалистов компании «Ростсельмаш», опытные механизаторы для профилактики этой проблемы сооружают своими силами упоры, на которые со временем опирается трехточечная навеска.

Плющить как надо

Плющильные аппараты также нуждаются в правильной настройке, отвечающей за интенсивность плющения. Регулируется зазор и давление между вальцами в вальцовой плющилке, либо расстояние между капотом и пальцами у роторно-пальцевой плющилки (определяет интенсивность плющения).

Если зазоры между вальцами, а также пальцами и капотом выставлены слишком малыми, а значит, интенсивность плющения крайне высока, то растения могут перемалываться «в кашу», что не очень хорошо для последующей работы с травяной массой. Если же степень плющения недостаточна, то скошенная масса будет хуже провяливаться, а нагрузка на двигатель и, соответственно, расход топлива при этом будет выше.

Отрегулировать интенсивность плющения специалисты советуют прямо в поле, проехав контрольное расстояние (20–15м) и оценив качество скошенной массы. Обороты плющения также выставляются эмпирически, и зависят от массы и урожайности культуры. Если урожайность высокая — увеличиваем обороты редуктора, поясняет Владимир Марков. Он также советует поэкспериментировать с оборотами на контрольном участке поля.

Учите матчасть

Перед началом эксплуатации косилок в поле специалисты призывают внимательно осмотреть все соединения, подлежащие фиксации в транспортном положении. «Так, очень часто центральный телескопический винт в косилках Krone, отвечающий за высоту среза, забывают перевести из транспортного положения в рабочее перед кошением (снять фиксатор). И работают в таком состоянии весь сезон, — делится Владимир Марков. – В результате башмаки не используются по всей поверхности равномерно, и со стороны редуктора косилка начинает «хватать» землю. Поверхность бруса быстро истирается».

В целом специалисты советуют соблюдать правила, изложенные в инструкции по эксплуатации: вовремя поднимать на разворотах косилочный брус и переводить косилку в челночное положение. А также соблюдать сроки ТО и не «уклоняться» от смазки требующих обслуживания деталей.

Максим Соколов напоминает, что в каждой инструкции по эксплуатации имеется карта смазки, где на схеме указываются смазываемые точки и их номера.

Кстати, в компании Krone теперь вся техника, в том числе косилки, выпускаются укомплектованные «специальным местом» для хранения инструкции по эксплуатации. По сути, это специальная пластиковая колба, которую нельзя вынуть из машины, и в которую упаковывается инструкция. «Ни ключи, ни бутылку, ни бутерброды, там хранить неудобно, — иронизирует Владимир Марков. — Да и убирать инструкцию в другое место теперь не актуально. А наличие пустой колбы можно ежедневно легко проконтролировать перед выездом механизатора в поле».

Автор: Дарья Харитонова