04.04.2020

Садовый трактор - секреты эксплуатации

Специализированные тракторы с узкой колеей отлично зарекомендовали себя в садах и виноградниках, поскольку их габариты позволяют без труда выполнять весь спектр необходимых работ. О том, как продлить срок службы тракторов для садоводства и избежать ошибок при их эксплуатации, читайте в нашей статье.

По наблюдениям руководителя компании «Колт ЛТД» (дилеры New Holland) Александра Колтаевского практически 90 % тракторов для садоводства сейчас изготавливаются под индивидуальный заказ предприятия. В Европейских странах средняя нагрузка на один трактор составляет 15 га, в России же эта цифра значительно выше. Специалист, принимая во внимание усиленные нагрузки и интенсивность работ в плодово-виноградных хозяйствах, которые ложатся на используемые в них тракторы, советует хозяйствам всегда иметь резервную машину для замены эксплуатирующейся в данный момент времени.

Залогом долгой и продуктивной работы любой техники является бережное обращение и четкое выполнение рекомендаций, указанных в инструкции по эксплуатации, а также стремление механизаторов избежать опасных моментов. Одной из самых распространенных ошибок в эксплуатации тракторов для садоводства и виноградарства коммерческий тренер компании CNH Industrial Радик Гараев называет превышение скорости и угла поворота с включенным полным приводом. «Например, после дождя, чтобы трактор не буксовал, операторы решают ехать с полным приводом, тянут орудие, поддают газу — и на разворот», — описывает он типичную ситуацию.

«Особенно это обидно, когда включают принудительную блокировку переднего ведущего моста, — добавляет начальник цеха сборки тракторов Сморгонского агрегатного завода (входит в «МТЗ-ХОЛДИНГ») Павел Жаворонок, — или при заблокированном переднем мосте превышают допустимую скорость передвижения и вкладывают трактор в поворот. В результате — поломки переднего ведущего моста разной степени тяжести: от простого заклинивания шестерен, которое в принципе относительно легко устранить, до срезания и выламывания зубьев шестерен или, что еще хуже, поломки “чулка” переднего моста». Такие случаи, по статистике сервисной службы Сморгонского завода, происходят по 2–3 раза в год.

Кстати, учитывая это, некоторые производители (например, CNH в своей садовой линейке тракторов New Holland, AGCO в линейке садовых Fend 200) оснащают свои тракторы автоматическим выключением блокировки дифференциала и полного привода при превышении допустимой скорости (15 км/ч) и критического угла поворота передних колес свыше 15 градусов.

Бренд-менеджер компании Deutz-Fahr Алексей Савин предупреждает, что такие узкие тракторы имеют более высокий центр тяжести по сравнению с обычными, поэтому на них опасно работать с переразмеренными орудиями. Специалист рекомендует с особым вниманием относиться к их эксплуатации в паре с орудиями с боковым выносом (локтевая косилка, обрезчик и т.п.).

Еще одной распространенной ошибкой при работе на садовых тракторах генеральный директор «Завода гидромеханических передач» (Республика Беларусь) и эксперт в области производства и эксплуатации сельхозмашин Андрей Горгодзе называет чрезмерную загрузку машины. «Интенсивная работа гидравлики и ВОМа отбирает мощность у двигателя, — замечает он. — Соответственно следует рассчитывать отбираемую мощность и поток масла для привода используемых активных орудий и навески».

По его наблюдениям, довольно часто после работ с плугом механизатор забывает снять балласты и продолжает работать на утяжеленной машине. Причем работать с прицепом на транспортировке или с активными орудиями (коса, кусторез, фреза и т.п.), то есть выполнять операции, которые установки балласта не требуют. Соответственно, эффективность работы машины будет снижена.

Павел Жаворонок напоминает, что необходимо строго соблюдать рекомендации инструкции по эксплуатации и в отношении смазочных материалов и охлаждающих жидкостей к тракторам. Например, в системе охлаждения МТЗ 921 необходимо использовать только тосол. Тогда как довольно распространенным случаем (в практике специалиста это не менее 2–3 инцидентов в год) является разбавление его водой в целях экономии или ускорения процесса работы.

«При постоянном разбавлении водой и, соответственно, снижении концентрации тосола начинаются проблемы в охладительной системе машины, — предупреждает Павел Жаворонок. — Внутри радиатора образуется накипь, проходимость охладителя ухудшается, и, следовательно, охлаждения не происходит. Поплатиться за такие действия аграрии могут как заменой радиатора, так и ремонтом всего двигателя».

Специалист также не рекомендует оставлять трактор на длительное время под прямыми лучами солнца, даже в перерывах между работой его обязательно надо загонять в тень. Помимо некомфортной атмосферы в кабине после нагрева, нахождение под прямыми лучами солнца плохо влияет на систему герметизации стекол. «Стекла в дверях МТЗ 921 сейчас вставляются не через уплотнительные резинки, а вклеиваются напрямую, — поясняет Павел Жаворонок. — Со временем под воздействием ультрафиолета клеевая основа портится. Стекло конечно не выпадает, но образуются воздушные поры, что особенно критично с точки зрения герметичности кабины при опрыскивании».

Автор: Дарья Харитонова